Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

А.В.Брызгалин "Деятельности ВАС РФ посвящается. Перечень основных доктрин и правовых позиций по налоговым спорам от ВАС РФ" (всего 14 статей)

29.08.2014

(08) НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. Выдержки из неизданного сборника «Налоговый кодекс от ВАС РФ. Перечень основных доктрин и правовых позиций по налоговым спорам от ВАС РФ»

Продолжаю публиковать выдержки из нашего неизданного сборника «Налоговый кодекс от ВАС РФ».

ВНИМАНИЕ! Нумерация статей и их названия являются вымышленными и выступают результатом воображения авторов.

Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Статьи 881. Представление документов
Налоговый орган не вправе требовать представления первичных документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение профессиональных налоговых вычетов, определенных п.1 ст.221 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08).

Статья 891. Основные начала проведения выездных налоговых проверок
Выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также объеме подлежащих проверке документов.
Результаты выездной налоговой проверки являются следствием анализа полученных в ходе ее проведения доказательств, порядок получения и исследование которых носят самостоятельный характер, отличный от порядка проведения камеральных налоговых проверок (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11).

Статьи 892. Сроки, которые не включаются в общий срок проведения выездной налоговой проверки
В срок выездной налоговой проверки, включаются только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика.
Срок для проведения встречных проверок, экспертиз, не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика.
В срок проведения проверки не засчитывается и срок, необходимый для оформления результатов проверки, предусмотренный ст.100 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.10.2005 № 5308/05).

Статьи 931. Иные случаи, исключающие обязанность налогоплательщика представлять документы по требованию налогового органа
В случае смены налогоплательщиком места учета налоговый орган по новому месту учета не вправе истребовать у налогоплательщика документы, которые ранее были представлены им в ходе мероприятий налогового контроля по предыдущему месту учета (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 № 10312/06).

Статья 941. Иные случае проведения выемки документов
Налоговый орган вправе провести выемку документов в случае недостаточности наличия в его распоряжении копий документов (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.04.2011 № 18120/10).

Статья 1011. Дополнительное решение налогового органа
Налоговый орган вправе вынести дополнительное решение о взыскании налога и штрафа после принятия решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, при условии соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 101 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.01.2008 № 9467/07).

Статья 1015. Особенности уведомления лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля
1. Налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля. Нарушение данного условия служит основанием для отмены решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 № 391/09, от 23.03.2010 № 13751/09, от 13.01.2011 № 10519/10).
2. Уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки, направленное в адрес реорганизованного юридического лица, признается надлежащим уведомлением правопреемника о времени и месте рассмотрения материалов проверки (Постановления Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 № 13753/09).
3. Нормы, направленные на обеспечение участия налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, действуют и при разрешении вопросов, связанных с возмещением налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 162/10).

Статья 1016. Форма и содержание решения по результатам налоговой проверки
1. Решение, вынесенное по итогам налоговой проверки в порядке ст.101 НК РФ не может включать в себя положения, направленные на осуществление фактического взыскания недоимки (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 № 4050/12).
2. Выводы о признании сделки недействительной могут быть сделаны налогоплательщиком при рассмотрении материалов налоговой проверки вне зависимости от признания спорной сделки ничтожной и в дальнейшем проверены судом в рамках налогового спора при оспаривании вывода налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 № 8728/12 ).

Статья 1017. Порядок применения обеспечительных мер
Обеспечительные меры, предусмотренные п.10 ст.101 НК РФ, принимаются до вступления в силу решения по итогам проверки, поскольку направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени может быть затруднено или невозможно исполнение принятого решения по причине отчуждения налогоплательщиком своих активов.
После вступления в силу решения по итогам проверки, выставления на его основании требования и вынесения решения о взыскании налога, пеней, штрафа подлежат применению правила ст. 76 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 № 10765/12 ).

(продолжение следует)