Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

А.В.Брызгалин "Итоги работы ГосДумы по законопроектам о налогах за октябрь 2014 года".

3.11.2014

В октябре 2014 года ГосДума рассмотрела и приняла следующие законопроекты в сфере налогообложения:

№ 515313-6 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» (принят 24 октября в третьем чтении).

СУТЬ: О совершенствовании налогового администрирования.

ИНИЦИАТОР: депутат ГосДумы А.М. Макаров.

СОДЕРЖАНИЕ: 1) отмена судебного порядка взыскания налоговой задолженности с бюджетных учреждений, если взыскиваемая сумма не превышает 5 млн. рублей; 2) легитимизация «личного кабинета налогоплательщика»; 3) установление порядка списания налоговой задолженности при невозможности возбуждения дела о банкротстве; 4) установление протоколирования рассмотрения материалов проверки; 5) установление ответственности за нарушение срока представления документов о налогоплательщике третьими лицами; 6) отмена самостоятельного порядка исчисления земельного налога индивидуальными предпринимателями; 7) списание налоговой задолженности недействующих юридических лиц и др.; 8) изменение условий исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости в торгово-офисных зданиях.

529630-6 "О внесении изменений в часть первую НК РФ" (принят 24 октября в третьем чтении).

СУТЬ: О введении института налогового мониторинга.

ИНИЦИАТОР: депутат ГосДумы А.М. Макаров.

СОДЕРЖАНИЕ: В отношении крупных налогоплательщиков вводится новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг. Переход к этой форме является добровольным и предусматривает замену выездных проверок текущим (оперативным) контролем налогоплательщиков с предоставлением налоговыми органами необходимых рекомендаций и консультаций по вопросам налогообложения. Для перехода к налоговому мониторингу налогоплательщик должен отвечать следующим критериям: сумма налогов за год – не менее 300 млн. руб., доходы за год – не менее 3 млрд. руб., стоимость активов – не менее 3 млрд. руб.

№ 535550-6 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» (принят 24 октября в первом чтении).

СУТЬ: Об особенностях уплаты НДФЛ отдельными категориями иностранных граждан.

ИНИЦИАТОР: ряд депутатов ГосДумы.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимость реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации и пункта 4 Плана по реализации в 2012 - 2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1502-р.

СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 227.1 НК РФ в части распространения обязанности по уплате фиксированного авансового платежа на иностранных граждан, работающих по найму у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и прибывающих на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, на основании патентов (аналогичный порядок уже действует для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента у физических лиц). Уплата налога осуществляется в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 рублей и подлежит индексации на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент, который устанавливается субъектами Российской Федерации.

№ 605370-6 «О внесении изменений в НК РФ и иные законодательные акты Российской Федерации» (принят 21 октября в первом чтении).

СУТЬ: Об увеличении налоговых поступлений.

ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.

СОДЕРЖАНИЕ: Законопроект предусматривает, в частности: 1) увеличение ставки НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, с 9 до 13 процентов;2) устанавливаются ставки акцизов на период 2015 - 2017 годов;3) поэтапное повышение ставок водного налога;4) реализация нефтяного «налогового маневра». Предлагается поэтапно (за 3 года) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7 - 5 раз на нефтепродукты в зависимости от вида нефтепродуктов) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз).

№ 578851-6 «О внесении изменений в статью 165 НК РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах» (первое чтение).

СУТЬ: Об уточнении порядка подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров (работ, услуг) и фактической уплаты этого налога при ввозе товаров).

ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Реализация законопроекта позволит минимизировать затраты налогоплательщиков, связанные с подтверждением правомерности применения нулевой налоговой ставки и фактической уплаты налога при ввозе товаров, а также повысить эффективность налогового контроля.

СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом предлагается (в частности):- установить информационный обмен в электронной форме между ФТС России и ФНС России о вывозе товаров с территории Российской Федерации (ввозе товаров в Российскую Федерацию);- предоставить право экспортерам и импортерам товаров, а также их перевозчикам представлять в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов на бумажных носителях с соответствующими отметками таможенных органов сведения из этих документов, необходимые для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога, в виде реестров в электронной форме с сохранением возможности по выбору налогоплательщиков представлять данные документы на бумажных носителях;- осуществлять подтверждение факта уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров для целей налоговых вычетов на основании сведений ФТС России, переданных в ФНС России в электронной форме.

№ 527250-6 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» (принят 14 октября в первом чтении).

СУТЬ: О совершенствовании налогового администрирования НДС, НДФЛ и налога на прибыль.

ИНИЦИАТОР: депутат ГосДумы А.М. Макаров.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимость совершенствования налогового администрирования НДС, НДФЛ и налога на прибыль организаций с учетом сложившейся правоприменительной практики.

СОДЕРЖАНИЕ: 1) Поправки в ст.ст. 148, 164 (подпункт 211 пункта 1), 165 (подпункта 310) НК РФ направлены на урегулирование вопроса, связанного с транзитными перевозками воздушными судами грузов с технической посадкой на территории РФ; 2) В статью 217 НК РФ предлагается внести поправки, предусматривающие расширение перечня доходов, не облагаемых НДФЛ; 3) Предлагается признавать амортизируемым такие основные средства, которые находятся на реконструкции и модернизации свыше 12 лет, в случае если они в процессе реконструкции или модернизации продолжают использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода.

№ 573671-6 «О внесении изменения в статью 251 части второй НК РФ» (принят 14 октября в первом чтении).

СУТЬ: Об особенностях учета при исчислении налога на прибыль организаций доходов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

ИНИЦИАТОР: депутат ГосДумы А.Ю. Русских.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Суммы платежей членов садоводческих объединений за потребление коммунальных ресурсов – электроэнергию, газ, воду, поступающие на счет объединений, согласно вышеуказанным нормам и разъяснениям Минфина РФ, признаются реализационными доходами – выручкой от реализации работ (услуг) и должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Однако указанные средства по своей природе не являются прибылью организации.

СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается дополнить перечень целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы, платежами членов объединений за электрическую энергию, газ, горячую и холодную воду и внести соответствующее изменение в подп. 14 п. 1 ст. 251 части 2 НК РФ.