Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса № 3-2019

9.04.2019

 Группа компаний «Налоги и финансовое право» 

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 03-2019

(март)

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Д.А. Медведев обещал не повышать налоги в ближайшие 6 лет

В скором времени НК РФ появятся положения по неналоговым платежам

Глава ФНС: цифровизация налог/органов позволяет строить экономику доверия

Минфин подготовил новые масштабные поправки в НК РФ

Минфин разрабатывает механизм разрешения споров с зарубежными налоговиками

Президент подписал закон о внесении изменений в Конвенцию об ИДН со Швецией

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов со 2 по 18 апреля 2019 года

Депутаты предлагают избавиться от «бумажного» хранения информации

В ГосДуму внесен проект о ратификации изменений в Конвенцию об ИДН с Австрией

ГосДумой в 1м чтении принят проект об освобождении от НДС госуслуг в соц.сфере

В ГосДуму поступил законопроект об отмене транспортного налога

ГосДумой в 1м чтении отклонен проект по отмене НДС-ставки 0 % при экспорте сырьевых товаров

ГосДума приняла в 1м чтении проект об уточнении терминологии в НК РФ

ГосДума приняла в 1м чтении проект об уточнении банк/операций, освобождаемых от НДС

В ГосДуму поступил проект о применении для целей налог/вычета по НДФЛ особых лекарств

ГосДумой в 1м чтении принят законопроект о совершенствовании ПСН

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о применении льготы по движимому имуществу

СКЭС: при расторжении договора купли-продажи продавец имеет право на вычет НДС

СКЭС вынесла «мотивировку» по делу о налоговой выгоде по сделке с «однодневкой»

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

Продолжается работа по разграничению «движимого» и «недвижимого» имущества для налоговых целей

Продолжается НДФЛ-декларационная кампания по доходам за 2018 г.

В.В. Путин призвал прокуроров к эффективной защите прав предпринимателей

Опубликован перечень дорогих а/м для транспортного налога за 2019 год

ФНС переписывает регламент об информированию налогоплательщиков

ФНС дала разъяснения по типовым вопросам о налогах самозанятых

Президент подписал поправки в закон о противодействии легализации доходов (115-ФЗ)

В ГК внесены поправки о регулировании отношений по цифровым правам

Срок получения документов из налог/органов сокращен до недели

Профсоюзы предлагают пересмотреть условия труда для бухгалтеров

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

КС РФ указал о том, что налоговый орган не обязан подавать заявление на банкротство

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

В Свердловской области принято три закона о налогах

С 2020 г. СвОбл переходит на уплату налога на имущество ФЛ исходя из кадастровой стоимости

НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ

Великобритания отказалась от автоматического обмена налоговой информацией с РФ

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

Минюст по поручению Д.М. Медведева подготовил проект по смягчению уг/отв-ти за валютные нарушения

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Д.А. Медведев обещал не повышать налоги в ближайшие 6 лет

После внесения ряда неналоговых платежей в НК РФ правительство введет мораторий на изменение налоговой нагрузки на бизнес, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на расширенной коллегии министерства финансов, где подводили итоги работы в прошлом году и планы на будущее.

Глава правительства напомнил, что в прошлом году было принято непростое, но принципиальное решение - повысить НДС до 20 %. Это потребовалось, чтобы найти средства на национальные проекты и не допустить сильного негатива для промышленности и торговли. Сейчас завершается подготовка законопроекта, который предусматривает включение в Налоговый кодекс ряда неналоговых платежей, порядок взимания которых раньше регулировался подзаконными актами. При этом фискальная нагрузка по ним не должна измениться, заверил премьер.

- После всех этих решений вводится мораторий на их изменение. Налоги в течение ближайших шести лет корректироваться не должны, - заявил глава правительства.

Более подробно см. здесь.

 

В скором времени НК РФ появятся положения по неналоговым платежам

Практически впервые с 1991 года властями предпринята более менее реальная попытка урегулирования проблемы взимания неналоговых платежей.

Напомним, что в настоящий момент в нашей стране наряду с налоговой системы, действует как бы параллельная квази-налоговая система, состоящая из платежей, которые по сути являются налоговыми, но по форме к таковым не относятся и, соответственно, их исчисление и уплата НК РФ не регулируется. Такое положение дел сохраняется уже почти 30 лет, несмотря на судебную практику Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также несмотря на критику подобной ситуации бизнес-сообществом и постоянные попытки Правительства РФ (в частности Минфина в 2017 г. ) так или иначе эту проблему разрешить.

И вот 1 апреля, началось публичное обсуждение Проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части включения отдельных неналоговых платежей в НК РФ)», т.к. Минфин опубликовал соответствующий проект на сайте нормативных актов.

Согласно законопроекту НК РФ планируется дополнить новыми главами, посвященными уплате:

- экологического налога (предполагается, что данный налог заменит собой плату за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренную Федеральным законом «Об охране окружающей среды»);

- утилизационного сбора (вводится взамен существующих экологического и утилизационного сборов, взимаемых в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);

- сбора за пользование автомобильными дорогами федерального значения (введение указанного сбора предусматривает замену действующего неналогового платежа - платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн);

- налога на операторов сети связи общего пользования (это новый платеж, налоговой базой для расчета которого будут являться доходы, полученные от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, со ставкой налога в размере 1,2 %);

- гостиничного сбора (это новый сбор, уплачиваемый организациями и физлицами, осуществляющими деятельность по оказанию гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания. Полномочия по установлению конкретных ставок предлагается предоставить органам местного самоуправления, в НК РФ предполагается закрепить лишь максимальное значение).

Более подробно см. здесь.

 

Глава ФНС: цифровизация налог/органов позволяет строить экономику доверия

Глава Налоговой службы Михаил Мишустин провел мастер-класс, посвященный цифровизации налоговых органов, для финалистов Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России».

Он обратил внимание, что налоговые администрации постепенно трансформируются в адаптивные цифровые платформы, осваивая современные бизнес-технологии. Их применение позволяет строить экономику знания и доверия, ведь главный тренд развития налоговых администраций сегодня – быстрая и бесконтактная работа с добросовестными налогоплательщиками, которые смогут выполнять свои обязательства в пару кликов, не отвлекаясь от привычных дел. «В атмосфере доверия они будут готовы делиться персональными данными, если ведомство гарантирует защиту этой информации от утечек. Контрольно-надзорная же деятельность будет сосредоточена на потенциальных нарушителях», - рассказал глава ФНС России.

Михаил Мишустин отметил, что Налоговая служба с 1990 года занимается автоматизацией своей работы. За 30 лет был пройден путь от печатной машинки налогового инспектора до информационной системы, охватывающей почти все направления деятельности Службы, и современных центров обработки данных.

Налоговая служба обрабатывает информацию о 165,8 млн граждан России и других государств, 4,1 млн юридических лиц и 3,97 млн индивидуальных предпринимателей. При этом она ежегодно автоматически администрирует 76 млн налоговых деклараций, 15 млрд счетов-фактур по НДС и информацию по 250 млн сделок по трансфертному ценообразованию. ФНС России становится центром сбора, обработки и хранения данных, создавая на основе их анализа новые продукты. Так, Служба активно развивает электронные услуги: на ее официальном сайте представлено более 50 сервисов, которые позволяют налогоплательщикам решать большинство своих вопросов онлайн, не посещая инспекцию.

В ходе мастер-класса глава ФНС России продемонстрировал работу онлайн-касс, а также показал, как с помощью мобильного приложения «Мой налог» самозанятые могут регистрировать свой доход и оплачивать налоги всего в пару кликов, не сдавая никакую отчетность. Для удобства пользователей Налоговая служба разработала открытый API для взаимодействия с банками и операторами электронных площадок. С его помощью они смогут интегрировать функционал приложения «Мой налог» в свои программные продукты и сервисы, а это еще больше упростит уплату НПД. Так, «Яндекс. Такси» и «Ситимобил» уже отражают доходы самозанятых водителей, а Альфа-Банк регистрирует граждан в качестве самозанятых и планирует в дальнейшем развивать возможности по применению режима НПД для своих клиентов.

«В перспективе цифровые технологии позволят повысить прозрачность экономики для всех субъектов РФ, улучшить качество бюджетного планирования и гарантировать стабильность поступления доходов в бюджет страны», - завершил свое выступление Михаил Мишустин.

Более подробно см. здесь.

 

Минфин подготовил новые масштабные поправки в НК РФ

Одним из основных инициаторов корректировки тех или иных поправок в НК РФ традиционно является Минфин, в компетенцию которого входит проведение от имени Правительства государственной налоговой политики. Не становится исключением и 2019 года. Еще в сентябре 2018 года Минфин приступил к разработке дополнений и изменений в НК РФ в целях реализации Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг. Законопроект так и называется «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» (в части реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы)».

15 марта Минфин приступил к публичному обсуждению своего проекта, разместив его на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Цель разработки проекта – устранение проблемных вопросов, выявленных в результате анализа действующего законодательства РФ о налогах и сборах и его совершенствование

Необходимо отметить, что проект достаточно объемный (130 страниц) и комплексный, т.к. своими изменениями затрагивает положения как первой части НК РФ по поводу налогового администрирования, так и части второй НК РФ в части исчисления и уплаты конкретных налоговых платежей.

Так, предполагается, что 

  • физлица получат право предоставлять годовую декларацию о доходах (3-НДФЛ) через МФЦ. Кроме того, подать заявления на льготы по имущественным налогам физлица смогут через МФЦ. Данная поправка, в общем то, особой сенсацией не является, т.к. уже на протяжении нескольких лет МФЦ передается все больше тех или иных налоговых полномочий;

  • кроме налога на имущество, земельного налога и транспортного налога в состав единого налогового платежа (ст.45.1 НК РФ) включается еще и НДФЛ, если его налоговый агент не удержал по каким-то причинам (тоже, отнюдь, не сенсация, т.к. включение еще одного личного налогового платежа в единый налоговый платеж это скорее технический момент);

  • реестр ЗАГСа, который с 1 января 2018 года находится в ведении ФНС РФ будет использоваться для учета физических лиц, что должно в перспективе упростить работу по их учету;

  • в ст. 31 НК будут внесены поправки о способах информирования налогоплательщиков. Так предполагается, что налоговые инспекции будут вправе информировать налогоплательщиков и др. обязанных лиц о наличии у них недоимки (пени, штрафа, процентам) через СМС-сообщения или электронной почты или каким-то иными способами, не противоречащими законодательству РФ. Причем периодичность информирования – не чаще одного раза в квартал;

  • НДС: в  целях исключения возможности использования схем ухода от обложения НДС при реорганизации организаций и применения правопреемником спецналогрежимов, предусматривается восстановление правопреемником сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе ОС, НМА и имущественным правам, полученным при реорганизации, ранее принятых к вычету реорганизованной организацией, в случае их дальнейшего использования правопреемником для осуществления операций, не облагаемых НДС в связи с переходом на спецрежим (об этом и Минфин и ФНС говорили уже давно);

  • НДФЛ: правона применение имущественного вычета при приобретении жилья в части расходов на погашение % по кредитам (займам) будут давать не только в случае, когда заем получен от банков, но и от организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утв.Правительством РФ;

  • НДФЛ: предполагается корректировка получения имущественного вычета на детей;

  • будут уточнены особенности применения имущественного налогового вычета в случае, когда НДФЛ подлежал исчислению с полученного в дар имущества, а также повторно — при продаже такого имущества. Цель подобных поправок очевидна – устранить двойное налогообложение фактически одного и того же имущества;

  • налоговым агентам, имеющим несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, будет предоставлено право уплачивать удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений. При этом агент сам будет выбирает по какому обособленному подразделению ему осуществлять уплату, уведомив налоговый орган в установленном порядке. Такой же порядок будет распространен и на налоговую отчетность в данной ситуации;

  • физлица, при продаже ценных бумаг будут освобождены от обязанности декларировать эти свои доходы. В данной ситуации планируется ввести механизм уплаты налога через налогового агента, которым станут организации и ИП, осуществляющие такие выплаты физлицам по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг;

  • сдавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ в электронном виде должны будут налоговые агенты при численности физлиц от 10 человек (сейчас — 25);

  • если налогоплательщик-физлицо получил в дар недвижимость и продал недвижимость, но декларацию 3-НДФЛ не сдал, налоговый орган сможет провести камеральную налоговую проверку и без декларации, на основании тех сведений, которые у них имеются. То есть получается, что если физлицо не представило налоговую декларацию, налоговая инспекция всё равно будет иметь возможность исчислить НДФЛ к уплате;

  • доходы, получаемые региональными или муниципальными музеями, театрами и библиотеками будут исчислять налог на прибыль по ставке 0 %;

  • нулевая ставка по налогу на прибыль в отношении организаций, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность утратит временный характер и станет постоянно действующей нормой НК РФ (о чем, кстати, и говорил Президент в своем послании к Федеральному собранию 20 февраля 2019 года);

  • для того, чтобы устранить агрессивный метод налоговой оптимизации по налогу на прибыль в процессе «присоединения убытков» при реорганизации предприятий, а также для того, чтобы исключить возможность возврата излишне уплаченного налога на прибыль срок, превышающий 3 года со дня уплаты указанной суммы налога, путем внесения исправлений в налоговую декларацию текущего периода, будет введен особый порядок учета соответствующих показателей;

  • организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, не вправе будут переходить на ЕСХН за исключением подакцизных товаров, произведенных из сельскохозяйственного сырья — винограда собственного производства, относящихся к продукции первичной переработки из с/х сырья собственного производства, перечень которой утвержден Правительством РФ;

  • будет введен запрет на применение ЕНВД и ПСН в отношении торговли маркированными товарами;

  • для ИП на ПСН будет откорректирована методика определения численности работников, в частности, не будут учитываться сотрудники, которые задействованы в деятельности по другим режимам;

  • для ИП на ПСН появится возможность купить патент на срок менее месяца (мы об этом говорили еще в 2009 году);

  • как и предлагал Президент РФ в своих поручениях Правительству по итогам Послания к Федеральному собранию рост размера земельного налог для физлиц будет ограничен по аналогии с налогом на имущество – повышаться налог будет не более чем на 10 % в год;

  • многодетным родителям предоставят вычет по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, а также дополнительно по налогу на имущество в размере 5 кв. метров в отношении квартиры и в размере 7 кв. метров в отношении жилого дома (и это положение тоже из Послания Президента РФ Федеральному Собранию);

  • сдавать РСВ (страховые взносы) по месту своего нахождения могут только те обособленные подразделения организации, которым организацией открыты счета в банках и которые наделены полномочиями начислять и производить выплаты в пользу физлиц;

  • будет изменен порог минимальной численности работников с 25 до 10 человек, при которой плательщики страх/взносов обязаны представлять РСВ в электронной форме.

 

Минфин разрабатывает механизм разрешения споров с зарубежными налоговиками

Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 84 странами. При этом российское законодательство не предусматривает детальный порядок разрешения разногласий с зарубежными налоговыми органами.

Минфин разработал поправки в НК РФ, согласно которым сможет контролировать соблюдение условий соглашений об избежании двойного налогообложения. Об этом говорится в уведомлении о разработке соответствующего документа, размещенном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Согласно поправкам, если действия налоговиков за рубежом противоречат положениям договора об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик вправе в течение трех лет подать заявление в Минфин.

При этом взаимосогласительная процедура может повлечь проведение налоговой проверки за десять предыдущих лет, и в том числе повторной проверки, что усилит нагрузку на бизнес. По данным ОЭСР, на взаимосогласительные процедуры уходит в среднем около 30 месяцев, почти в два раза больше, чем по иным вопросам (17 месяцев).

Итогом проведения такой процедуры может стать не только решение в пользу компании (возврат излишне уплаченного налога), но и, напротив, доначисление налоговых обязательств в пользу российского бюджета или бюджета иностранного государства.

Более подробно см. здесь и здесь.

 

Президент подписал закон о внесении изменений в Конвенцию об ИДН со Швецией

6 марта Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 14-ФЗ ««О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы».

Федеральным законом ратифицируется Протокол о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанный в Санкт-Петербурге 24 мая 2018 г.

Протокол направлен на дальнейшее развитие сотрудничества между Россией и Швецией в области привлечения взаимных инвестиций, а также на создание условий для устранения двойного налогообложения российских и шведских юридических и физических лиц.

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов со 2 по 18 апреля 2019 года

21 марта на пленарном заседании утвержден проект постановления ГосДумы №  670297-7 «"О календаре рассмотрения вопросов ГД со 2 по 18 апреля 2019 года», согласно которому в апреле будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:

  • О проекте федерального закона № 607168-7 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» (в части совершенствования администрирования отдельных налогов) (принят в 1 чтении 19.02.19);

  • О проекте федерального закона № 459684-7 «О внесении изменения в п. 21 ст. 154 части второй НК РФ» (о не уменьшении у продавца товара налоговой базы по НДС на сумму поощрительной выплаты, предусмотренной договором поставки товара) (рассмотрен Советом ГД 16.05.18);

  • О проекте федерального закона № 581625-7 «О внесении изменений в НК РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (в части изменения ставки НДС и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) (рассмотрен Советом ГД 14.11.18);

  • О проекте федерального закона № 553542-7 «О внесении изменений в НК РФ в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года» (принят в 1 чтении 22.11.18);

  • О проекте федерального закона № 560754-7 «О внесении изменения в п. 1 ст. 33333 части второй НК РФ» (в части установления государственной пошлины за выдачу охотничьего билета) (рассмотрен Советом ГД 17.10.18);

  • О проекте федерального закона № 560752-7 «О внесении изменений в п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ» (в части зачисления государственной пошлины за выдачу охотничьих билетов в бюджеты субъектов РФ) (рассмотрен Советом ГД 17.10.18);

  • О проекте федерального закона № 643148-7 «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» (рассмотрен Советом ГД 20.02.19);

  • О проекте федерального закона № 658948-7 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокол к ней, подписанные в Москве 13 апреля 2000 года» (рассмотрен Советом ГД 13.03.19).

 

Депутаты предлагают избавиться от «бумажного» хранения информации

1 марта группа депутатов ГосДумы и один член Совета Федерации, внесли в ГосДуму проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иные законодательные акты РФ (в части использования и хранения электронных документов)»

По указывают представители инициативной группы их проект обусловлен с масштабным переходом финансовых организаций на электронный документооборот, ростом объема документов, цифровизацией финансового сектора, необходимостью оптимизации бизнес-процессов, и, соответственно, необходимостью сокращения издержек финансовых организаций на хранение и обработку бумажных документов.

В частности предлагается изменить девять федеральных законов, затрагивающих порядок хранения различных документов, это:

  • закон о бухучете;
  • об акционерных обществах;
  • о противодействии отмыванию доходов;
  • об исполнительном производстве;
  • о порядке рассмотрения обращений граждан;
  • о персональных данных;
  • о защите информации;
  • о связи;
  • о рекламе.

Законотворцы, обращаясь к примеру иностранных коллег, предлагают сократить период хранения документов на бумажном носителе до одного года. По истечении этого срока законопроект предусматривает создание их равнозначных электронных дубликатов, дающих право утилизировать бумажные экземпляры. Пока исключение предусмотрено только для документов Архивного фонда РФ, но полный перечень не подлежащих уничтожению бумаг будет дорабатываться.

Авторы проекта настаивают на необходимости модернизации существующего законодательства в связи со стремительным развитием информационных технологий, переходом юрлиц и госорганов на электронный документооборот и необходимостью сокращения издержек на хранение и обработку бумажных документов.

 

В ГосДуму внесен проект о ратификации изменений в Конвенцию об ИДН с Австрией

5 марта в ГосДуму поступил инициированный Правительством РФ законопроект № 658948-7 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокол к ней, подписанные в Москве 13 апреля 2000 г.».

Уточняются положения подп. «а» п. 2 ст. 10 «Дивиденды» Конвенции, устанавливающие 5-% ставку налога на дивиденды у источника (при условии владения не менее 10 % капитала компании, выплачивающей дивиденды), что позволит применять ее не только в отношении крупных, но также средних и малых компаний.

По инициативе Российской Стороны Протокол дополняет ст. 13 «Доходы от прироста стоимости имущества» Конвенции новым п. 4, положения которого позволяют осуществлять налогообложение доходов от отчуждения акций компаний или аналогичных прав в компании, более 50 % стоимости которых представлено недвижимым имуществом, в том Договаривающемся Государстве, где расположено такое недвижимое имущество.

В новой редакции изложена ст. 26 «Обмен информацией», положения которой будут полностью соответствовать требованиям ОЭСР, Группы 20 и Глобального форума но транспарентности и обмену налоговой информацией.

Протоколом зафиксирован взаимный отказ от легализации и апостилирования любых документов и информации, выдаваемых и направляемых компетентными органами как России, так и Австрии для применения Конвенции.

 

ГосДумой в 1м чтении принят проект об освобождении от НДС госуслуг в соц.сфере

5 мартаГосДума в первом чтении приняла законопроект № 620146-7«О внесении изменения в ст. 149 НК РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета РФ, не признается объектом налогообложения НДС. Тогда как в отношении оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для организаций иной организационно-правовой формы такого освобождения не установлено.

В этой связи законопроектом предлагается дополнить п. 2 ст. 149 НК РФ новым подпунктом, устраняющим такое неравенство.

 

В ГосДуму поступил законопроект об отмене транспортного налога

12 марта депутатами фракции «Справедливая Россия» внесен в ГосДуму законопроект № 663520-7«О внесении изменений в НК РФ в части отмены транспортного налога».

Проект федерального закона «О внесении изменений в НК РФ в части отмены транспортного налога» признает утратившей силу гл. 28 и отдельные статьи НК РФ, регламентирующие положения, касающиеся транспортного налога. Законопроект направлен на отмену транспортного налога в РФ.

Как указывают авторы проекта, еще в ноябре 2012 года, встречаясь с лидерами партийных фракций ГД Президент поддержал отмену транспортного налога и заявил, что вопрос является крайне чувствительным для огромного числа людей нашей страны. Именно поэтому, считают депутаты, вопрос об отмене транспортного налога является очень актуальным.

Так, согласно предоставленной комитету по транспорту ГД информации, собираемость данного налога в субъектах России не превышает 50 %. Также отмечается, что Федерация автовладельцев РФ (ФАР), буквально за месяц собрала более 100 тысяч подписей в поддержку данного решения.

 

ГосДумой в 1м чтении отклонен проект по отмене НДС-ставки 0 % при экспорте сырьевых товаров

13 марта ГосДума в первом чтении отклонила законопроект № 493047-7«О внесении изменений в НК РФ (в части отмены налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте сырьевых товаров)».

Проектом федерального закона предлагалось внести изменения в статьи 164, 165 и 172 НК РФ, предусматривающие отмену налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении сырьевых товаров, а также отмену особого порядка принятия к вычету указанных сумм НДС.

 

ГосДума приняла в 1м чтении проект об уточнении терминологии в НК РФ

14 мартана пленарном заседании ГосДумой принят в 1м чтении законопроект № 636289-7 "О внесении изменений в НК РФ (в части приведения терминологии в соответствие с законодательством РФ)".

Законопроект предусматривает приведение терминологии НК РФ в соответствие с иными нормативными правовыми актами. Терминологический ряд, определяющий категорию лиц, имеющих право на получение установленных стандартных налоговых вычетов, требует уточнения.

 

ГосДума приняла в 1м чтении проект об уточнении банк/операций, освобождаемых от НДС

 14 марта на пленарном заседании ГосДумой принят в 1м чтении законопроект № 615912-7 «О внесении изменений в ст. 149 НК РФ и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ" (в части уточнения совершаемых банками перечня операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость)».

Законопроект предусматривает приведение в соответствие перечня банковских операций, установленных п. 3 ст. 149 НК РФ,в соответствие с Федеральным законом от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и с законопроектом № 616144-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях уточнения перечня банковских операций, порядка выдачи лицензий на осуществление банковских операций с драгоценными металлами и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

 

В ГосДуму поступил проект о применении для целей налог/вычета по НДФЛ особых лекарств

19 марта в ГосДуму поступил инициированный Правительством РФ законопроект № 668519-7«О внесении изменения в ст. 219 НК РФ в целях повышения доступности жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Законопроектом предлагается для целей применения социального налогового вычета применять перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Номенклатура старого перечня не пересматривалась с 2007 г., в связи с чем в нем не представлены современные высокоэффективные лекарственные препараты.

 

ГосДумой в 1м чтении принят законопроект о совершенствовании ПСН

20 марта в ходе пленарного заседания ГосДумой в первом чтении был принят законопроект № 493870-7 «О внесении изменения в ст. 346.43 части второй НК РФ».

В целях развития ПСН и улучшения положения налогоплательщиков законопроектом предлагается предоставить субъектам РФ право устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в отношении групп (подгрупп) и (или) отдельных видов экономической деятельности, являющихся бытовыми услугами, установленных дополнительным перечнем.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о применении льготы по движимому имуществу

27 февраля Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о правомерности применения льготы по налогу на имущество, установленной п. 25 ст. 381 НК РФ, лизингополучателем, который приобрел права и обязанности по договору лизинга у взаимозависимого лица. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 04.03.2019 № 308-КГ18-11168 по делу № А53-1315/2017).

Фабула дела: по результатам налоговой проверки налогоплательщику отказано в применении льготы по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 01.01.2013 г. Данное имущество было получено налогоплательщиком по соглашению о перенайме по договору лизинга, заключенному между лизингодателем, первоначальным лизингополучателем и налогоплательщиком (новый лизингополучатель). При этом первоначальный лизингополучатель являлся по отношению к налогоплательщику взаимозависимым лицом.

Арбитражные суды трех инстанций отказали налогоплательщику в удовлетворении требований, исходя из того, что полученные от взаимозависимого лица объекты, включенные в третью амортизационную группу и принятые с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, с 2015 года признаются объектом обложения налогом на имущество организаций.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и удовлетворила требования налогоплательщика. Как указала Экономколлегия, установленное с 01.01.2015 ограничение возможности применения налоговой льготы в случаях получения имущества от взаимозависимых лиц направлено на предотвращение уклонения от налогообложения и исключение ситуаций, когда объектом налогообложения не признавалось бы ранее использовавшееся оборудование, вновь принятое на учет.

Из решений налогового органа усматривается, что в ходе камеральных проверок инспекцией не установлены обстоятельства недобросовестного поведения участников гражданского оборота либо злоупотребления правом. Спорное движимое имущество (транспортные средства) ранее не подлежало налогообложению у первоначального лизингополучателя, поскольку принятие имущества на учет в качестве основных средств произведено после 01.01.2013. Это свидетельствует об изначальном отнесении имущества к числу объектов, не облагаемых налогом на имущество организаций, и подтверждает, что последующее освобождение соответствующих объектов от налогообложения у налогоплательщика после замены лизингополучателя в договорах финансовой аренды не является следствием передачи этого имущества между взаимозависимыми лицами.

 

СКЭС: при расторжении договора купли-продажи продавец имеет право на вычет НДС

13 марта Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о правомерности вычета НДС, заявленного налогоплательщиком при расторжении договора купли-продажи здания и земельного участка, на основании самостоятельно оформленных корректировочных счетов-фактур. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 14.03.2019 № 301-КГ18-20421 по делу № А79-12226/2017).

Фабула дела: между налогоплательщиком (продавец) и ООО (покупатель) заключен договор от 18.12.2015, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя здание санатория-профилактория и земельный участок. Имущество передано ООО, право собственности зарегистрировано 29.04.2016. По данной сделке налогоплательщиком выставлены счета-фактуры, которые зарегистрированы в книге продаж, оборот по реализации отражен в декларации по НДС за 2 кв. 2016 г. В связи с неоплатой покупателем приобретенных объектов договор купли - продажи расторгнут, недвижимое имущество и земельный участок возвращены налогоплательщику. В связи с возвратом имущества налогоплательщик оформил корректировочные счета-фактуры и отразил данные операции в книге покупок и налоговой декларации по НДС за 4 кв. 2016 г. Решением налогового органа налогоплательщику отказано в применении налоговых вычетов.

Арбитражные суды I и апелляционной инстанции удовлетворили требования налогоплательщика исходя из того, что в силу п. 5 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров могут быть приняты к вычету при возврате товаров.

Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, указав, что покупатель в случае возврата товара обязан в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 168 НК РФ, выставить продавцу этого товара соответствующий счет-фактуру. В связи с тем, что счета-фактуры, подлежащие выставлению ООО при возврате товара, на момент заявления данных налоговых вычетов у налогоплательщика отсутствовали, у него не имелось оснований для заявления спорных налоговых вычетов.

СКЭС ВС РФ отменила постановление АС ВВО и оставил в силе решения судов I и апелляционной инстанции. Экономколлегия указала, что возврат товара продавцу, обусловленный расторжением договора купли-продажи ввиду нарушения его условий покупателем, означает возвращение сторон договора в исходное положение. В этом случае реализация товара считается несостоявшейся и налог не может быть предъявлен к оплате покупателю, то есть объект налогообложения отсутствует. Следовательно, налогоплательщик вправе требовать корректировки сумм НДС, ранее исчисленных при передаче товара покупателю, учитывая гарантированное подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ право на возврат сумм налога, внесенных в бюджет излишне – при отсутствии объекта налогообложения.

Вменение налогоплательщику основанной на подзаконном акте обязанности получить счет-фактуру от покупателя, не передавшего данный документ добровольно, в качестве условия реализации законного права налогоплательщика на корректировку излишне уплаченного НДС, в такой ситуации становится обременительной (избыточной) мерой, имея в виду, что требование ее выполнения не связано с достижением той цели, для которой Правительством РФ установлен вышеизложенный порядок оформления счетов-фактур при возврате товаров – предотвращение риска наступления неблагоприятных последствий для казны в результате злоупотреблений. Учитывая, что данное требование не позволило реализовать законные права налогоплательщика и привело к взиманию налога в отсутствие объекта налогообложения, произведенные налоговым органом доначисления не могли быть признаны правомерными.

 

СКЭС вынесла «мотивировку» по делу о налоговой выгоде по сделке с «однодневкой»

13 марта Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен налоговый спор об учете при налогообложении НДС и налога на прибыль хозяйственных операций с поставщиком, являющимся, по мнению налогового органа, «номинальной» структурой. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции (Определение ВС РФ от 20.03.2019 № 305-КГ18-18404 по делу № А40-193046/2017).

Фабула дела: по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщику было отказано в применении вычетов по НДС и учете расходов по сделке с поставщиком. По результатам почерковедческой экспертизы установлено, что подпись в счетах-фактурах контрагента выполнена неустановленным лицом. Свидетельские показания директора контрагента, данные в судебном заседании и при допросах сотрудниками МВД, разнятся. Движения по расчетным счетам поставщика носят транзитный характер. Основные поступления приходятся на налогоплательщика и лиц, входящих в группу компаний налогоплательщика. Движение товара носило «транзитный» характер, то есть, контрагент не являлся ни грузоотправителем товара, ни грузополучателем товара, а взаимоотношения налогоплательщика с контрагентом являлись лишь дополнительным, искусственно созданным звеном в цепочке поставщиков с оформлением документооборота, который служил для увеличения себестоимости продукции.

Арбитражные суды трех инстанций, а также судья ВС РФ Завьялова Т. В. отказали в удовлетворении требований налогоплательщика, посчитав, что им получена необоснованная налоговая выгода путем неправомерного завышения расходов для целей исчисления налога на прибыль и неправомерного принятия к вычету соответствующих сумм НДС в результате взаимоотношений с контрагентом, являющимся «технической организацией» и не принимавшим участия в поставке товара.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции. Экономколлегия указала, что в судебных актах наряду с иными установленными обстоятельствами, содержатся выводы о взаимозависимости налогоплательщика с контрагентом через цепочку взаимозависимых лиц. При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть данное обстоятельство и рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле взаимозависимого лица, исследовать представленные лицом, участвующим в деле, доказательства, касающиеся взаимозависимости данных юридических лиц; правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение.

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ 

Продолжается работа по разграничению «движимого» и «недвижимого» имущества для налоговых целей

До конца весенней парламентской сессии в российском законодательстве должно появиться точное определение движимого и недвижимого имущества. Это позволит более качественно сбалансировать бюджеты регионов, для которых имущественный налог является одним из основных источников дохода — он составляет почти один триллион рублей.

Для ускорения процесса председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе «правительственного часа» 27 февраля поручила вице-спикеру Евгению Бушмину и главе бюджетного Комитета палаты регионов Сергею Рябухину помочь Минфину точнее и оперативнее обозначить имущественные критерии. Глава ФНС Михаил Мишустин признал, что скорейшее их принятие поможет простым налоговым инспекторам правильно определять налогооблагаемую базу.

Более подробно см. здесь.

 

Продолжается НДФЛ-декларационная кампания по доходам за 2018 г.

До 30 апреля граждане должны отчитаться о доходах, полученных в 2018 г. Представить декларацию необходимо, если в 2018 г. налогоплательщик, к примеру, продал квартиру, которая была в собственности меньше минимального срока владения, получил дорогие подарки не от близких родственников, сдавал имущество в аренду или получал доход от зарубежных источников.

Отчитаться о своих доходах также должны индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица.

Оплатить НДФЛ, исчисленный в декларации, необходимо до 15 июля 2019 г. Если налогоплательщик не представит декларацию до 30 апреля или не уплатит налог вовремя, то за это предусмотрено наказание.

Штраф за непредставление декларации в срок - 5% не уплаченной в срок суммы налога за каждый месяц, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Штраф за неуплату НДФЛ - 20% от суммы неуплаченного налога.

Предельный срок подачи декларации 30 апреля 2019 года не распространяется на получение налоговых вычетов. В этом случае направить декларацию можно в любое время в течение года.

ФНС России обращает внимание, что с 2019 г. действует новая форма налоговой декларации 3-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 03.10.2018 № ММВ-7-11/569@).

Более подробно см. здесь.

 

В.В. Путин призвал прокуроров к эффективной защите прав предпринимателей

19 марта, на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ Владимир Путин заявил, что необходимы более эффективная защита прав предпринимателей и содействие улучшению делового климата (стенограмму выступления см. здесь).

«Для нас это крайне необходимо. Потому что те ограничения, с которыми мы сталкиваемся во вне, мы должны компенсировать улучшением качества нашей работы внутри. Это вполне можно сделать. Все в наших руках», - указал Президент.

Глава государства призвал прокуроров решительно реагировать на нарушения в этой сфере.

«Ваша прямая обязанность - вести мониторинг ситуаций, связанных с уголовным преследованием представителей бизнеса и при необходимости использовать меры прокурорского реагирования», - обратился Путин к присутствующим прокурорам. Он отдельно подчеркнул, что нельзя допускать безосновательного продления и пребывания под стражей «и действий, которые ведут к разрушению компаний, к тому, что люди теряют рабочие места».

Про налоги Президент упомянул только один раз и то в контексте: «По итогам проведённых прокурорами проверок в сфере ОПК за год пресечено более 36 тысяч нарушений законов, возбуждено 437 уголовных дел. Вместе с тем уже не первый год мы говорим о вовлечении в кооперацию по оборонному заказу фирм?однодневок, которых только в прошлом году выявлено 3700, а работа по их удалению из Реестра юридических лиц совместно с налоговыми органами Росфинмониторингом ведётся. К уголовной ответственности привлекаются организаторы лжефирм, но, очевидно, этого недостаточно».

 

Опубликован перечень дорогих а/м для транспортного налога за 2019 год

На сайте Минпромторга России опубликован Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. для расчета транспортного налога за 2019 год. В обновленный перечень включено более 1 100 марок и моделей автомобилей. Например, в него вошли Audi Q8, Cadillac CT6 и XT5, Chevrolet Traverse, Volvo XC40.

Для физлиц этот перечень будет применяться в 2020 году при расчете транспортного налога и рассылке налоговых уведомлений. Организации – владельцы автомобилей рассчитывают налог самостоятельно, применяя повышающие коэффициенты, и уплачивают авансовые платежи в течение 2019 года.

 

ФНС переписывает регламент об информированию налогоплательщиков

ФНС РФ обнародовала проект нового регламента, устанавливающего правила по бесплатному, в том числе и письменному информированию плательщиков о налогах, сборах и взносах, а также о налоговом законодательстве и приеме деклараций.

В новом регламенте исключаются положения о печати на запросах от заявителей, направленных в налоговые органы, уточняются вопросы электронного взаимодействия между заявителями и налоговиками через личные кабинеты, а также корректируется сам как таковой предмет госуслуги и др.

В настоящее время проводятся общественные обсуждения проекта и проводится независимая антикоррупционная экспертиза.

 

ФНС дала разъяснения по типовым вопросам о налогах самозанятых

 ФНС РФ разработало о обнародовало Письмоот 20.02.2019 № СД-4-3/2899@ "О применении налога на профессиональный доход".

В связи с введением с 1 января 2019 года в городе Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) нового специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", ФНС даны следующие разъяснения:

на основании ГК РФ сделки (договоры) совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Согласно общему правилу сделки, исполняемые при самом их совершении, могут совершаться устно. При этом факт заключения договора подтверждается уплатой соответствующей суммы за оказанные услуги;

при расчетах, связанных с получением доходов, облагаемых НПД, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения "Мой налог" и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки (уполномоченную кредитную организацию) сформировать чек и обеспечить его передачу заказчику. В чеке должны быть указаны наименование оказанных услуг и ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя - заказчика услуг;

чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты;

налогоплательщик НПД вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога;

при превышении установленного порога доходов (2,4 млн. рублей) физлицо утрачивает право на применение специального налогового режима НПД с даты такого превышения. В этом случае в отношении ранее учтенных доходов (до даты утраты права) порядок налогообложения не меняется. При этом на юрлицо возлагается обязанность по исчислению и уплате НДФЛ и страховых взносов в отношении физлица, не являющегося ИП, с даты утраты им права на применение специального налогового режима НПД.

Более подробно см. здесь.

 

Президент подписал поправки в закон о противодействии легализации доходов (115-ФЗ)

18 марта Президент РФ подписал Федеральный закон № 33-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 7 и 71 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и ст. 7 и 10 Федерального закона «О национальной платежной системе».

Федеральным законом требования, установленные для приёма на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определённые операции с денежными средствами или иным имуществом.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств в качестве остатка (его части) электронных денежных средств клиента – физического лица, могут быть выданы ему наличными денежными средствами в случае использования неперсонифицированного электронного средства платежа при условии прохождения клиентом процедуры упрощённой идентификации, а также соблюдения установленных лимитов выдачи наличных денежных средств.

Более подробно см. здесь.

 

В ГК внесены поправки о регулировании отношений по цифровым правам

18 марта Президент РФ подписал Федеральный закон № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и ст. 1124 части третьей ГК РФ».

В соответствии с законом «цифровыми правами» признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

Устанавливается, что обладателем цифрового права, если иное не предусмотрено законом, признаётся лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом.

Предусматривается, что письменная форма сделки считается соблюдённой, помимо прочего, в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.

Кроме того, Федеральным законом определяются особенности договора об оказании услуг по предоставлению информации.

Более подробно см. здесь.

 

Срок получения документов из налог/органов сокращен до недели

В Правила оказания услуг почтовой связи ПриказомМинистерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 13.11.2018 № 619 внесены изменения, которые могут существенно повлиять на процедуру получения документов из налоговых органов.

Так, согласно поправкам, корреспонденция от госорганов, уполномоченных вести дела по административным правонарушениям, приравнена к судебным документам. В первую очередь это отразится на сроках хранения писем от налоговых инспекций, содержащих:

  • извещения и повестки;
  • акты и материалы проверок;
  • решения и постановления по делу;
  • исполнительные документы.

Теперь эти бумаги будут ждать вручения на почте 7 дней вместо прежних 30. После этого их возвратят отправителю. В недельный срок не включаются дни поступления и возврата корреспонденции, а также официальные праздники. Для указанных отправлений также исключается возможность продления срока хранения по соглашению с адресатом и отправки письма по указанному им адресу или его новому адресу.

 

Профсоюзы предлагают пересмотреть условия труда для бухгалтеров

Газета «Известия» пишет о том, что работодателей могут обязать учитывать наряду с риском опасных излучений и механических воздействий, также неудобный график, эмоциональный стресс и интеллектуальные перегрузки работников в целях установления им повышенной зарплаты. Такая идея прозвучала на совещании Минтруда РФ и руководства Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) по вопросу, посвященному новой редакции закона о специальной оценке условий труда (СОУТ).

В частности, в ФНПР считают, что «доплаты за вредность» на указанных основаниях больше других заслуживают силовики, медперсонал, учителя, журналисты, а также бухгалтеры. Минтруд РФ выразил согласие разработать новые методики оценки повышенной нагрузки на работающих граждан.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

КС РФ указал о том, что налоговый орган не обязан подавать заявление на банкротство

5 марта Конституционный Суд РФ вынес очередное решение по делу так или иначе связанное с налогами, речь идет о Постановлении № 14-П «По делу о проверке конституционности ст.15, п.1 ст.200 и ст.1064 ГК РФ, подп.14 п.1 ст.31 НК РФ, абз.2 п.1 ст.9, п.1 ст.10 и п.3 ст.59 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобами гражданина В.А. Нужина».

Фабула дела такова, руководитель компании не обратился в суд заявлением о ее банкротстве, хотя такая обязанность у него по закону была. С заявлением обратился налоговый орган, в итоге организация была признана банкротом. Имущества, как это часто бывает, оказалось недостаточно, чтобы погасить всю задолженность и полностью уплатить вознаграждение арбитражному управляющему. В связи с чем, последний взыскал убытки с налогового органа, который в свою очередь взыскал деньги с бывшего руководителя.

Однако суд, усмотрев основания для пересмотра дела указал, что налоговый орган вправе и не подавать в суд заявление о банкротстве должника, если очевидно, что подобное обращение в суд вызовет лишь напрасные траты. Налоговая инспекция, кроме всего прочего обязана еще и доказать, что у должника можно найти имущество для покрытия расходов по делу о банкротстве. Таким образом, если руководитель сам не подал указанное заявление, это еще не означает автоматически, что налоговая инспекция потеряет деньги.

Кроме того, как справедливо указал КС РФ, расходы могут появиться не только из-за руководителя, но и, например, из-за других контролирующих должника лиц, арбитражного управляющего, самой налоговой инспекции. Поэтому нельзя подходить к этому вопросу формально и автоматически инициировать взыскание всех расходов с руководителя компании-банкрота. КС РФ особо отметил, что суды должны исследовать все обстоятельства их возникновения.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ 

В Свердловской области принято три закона о налогах

28 февраля Губернатор Свердловской Е.В. Куйвашев подписал три региональных закона о налогах: 

- Закон Свердловской области от 28.02.2019 № 9-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области и установлении налоговой ставки при ее применении для отдельных категорий налогоплательщиков», которым предусматривается возможность применения патентной системы налогообложения в отношении нового вида деятельности «чеканка и гравировка ювелирных изделий» и условия такого применения.

- Закон Свердловской области от 28.02.2019 № 7-ОЗ «О внесении изменений в ст. 3 Закона Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций», которым предусматривается, что организации, передавшие недвижимое имущество музеям в пользования, освобождаются от налога на имущество в части указанного имущества, а также устанавливаются условия такого освобождения.

Предполагается, что указанные изменения будут распространяться на отношения по взиманию налога, возникшие с 01 января 2019 года.

- Закон Свердловской области от 28.02.2019 № 6-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций».

Законом устанавливает право налогоплательщиков применять только одну из льгот, предусмотренных в Законе Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций». Кроме того, вводится условие для применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций – отсутствие у налогоплательщиков задолженности по налогам и сборам, уплачиваемым в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, а также по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2020 года.

 

С 2020 г. СвОбл переходит на уплату налога на имущество ФЛ исходя из кадастровой стоимости

29 марта Губернатор Свердловской области Е. В. Куйвашев подписал Закон Свердловской области № 23-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу».

Согласно закону, единой датой начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, является 1 января 2020 г.

По данным министерства по управлению госимуществом области, в 2019 г. планируется оценить 3,048 миллиона объектов. Результаты массовой оценки будут выложены в июне на сайте государственного центра кадастровой оценки, чтобы владельцы недвижимости могли изучить их и при необходимости внести корректировки.

По предварительным оценкам, переход на налоговую базу от кадастровой стоимости ощутимее всего скажется на хозяевах квартир в старом жилфонде: сумма платежа может вырасти в 2-3 раза. Платить по новым правилам свердловчане начнут только в 2021 г., получив уведомления за 2020-й.

Более подробно см.здесь.

 

НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ

Великобритания отказалась от автоматического обмена налоговой информацией с РФ

Великобритания исключила Россию из списка стран, с которыми налажен автоматический обмен налоговой информацией. Об этом в середине марта сообщила Налоговая служба Великобритании (HMRC).

Это значит, что в 2019 г. ФНС России сможет получить информацию об активах россиян в британских финансовых организациях только по запросу. Однако для этого налоговым органам нужно уже располагать какой-то первичной информацией по налогоплательщику или иметь достаточные подозрения, что в каком-то банке у него может находиться счет. Так что отказ Великобритании от автообмена с Россией усложняет работу российским налоговым органам.

Более подробно см. здесь.

 

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

Минюст по поручению Д.М. Медведева подготовил проект по смягчению уг/отв-ти за валютные нарушения

29 марта Минюст РФ разместил на сайте проектов нормативных актов проект «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ в части совершенствования уголовной ответственности за нарушение требований валютного законодательства РФ».Поправки отменяют уголовную ответственность для экспортеров за невозвращение средств в Россию из-за недобросовестных партнеров.

«Российские экспортеры все чаще сталкиваются с задержками при возврате (получении) валютной выручки не по их вине, особенно если экспорт осуществляется российскими компаниями, попавшими в иностранные «санкционные списки», - говорится в пояснительной записке. Факт наличия уголовной ответственности за нарушения валютного законодательства по ст. 193 УК РФ является одним из основных факторов, дестимулирующих экспорт, и влечет для резидентов дополнительные неоправданные риски

Более подробно см.здесь.