Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса № 4-2019

6.05.2019

 Группа компаний «Налоги и финансовое право» 

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 04-2019

(апрель)

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Подписан закон о многочисленных поправках в НК

Премьер вновь подтвердил, что налог/нагрузка в РФ не будет расти 6 лет

ГосДума планирует рассмотреть проект об упрощении порядка применения ККМ

В РФ скоро появится новый сбор – гостиничный

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГД налоговых проектов с 14 по 30 мая 2019 года

В ГосДуму поступил законопроект об освобождении от НДФЛ матвыгоды от «ипотечных каникул»

В ГосДуму внесен проект о налогообложении участников специнвестконтрактов

В ГосДуму внесен законопроект о нулевой ставке НДС для региональных авиаперевозок

В ГосДуму поступил законопроект об освобождении от НДФЛ матпомощи обучающимся

В ГосДуму внесен законопроект о повышении «детских» налоговых вычетов

ГосДумой отклонен законопроект о переносе срока уплаты имущественных налогов физлиц

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

СКЭС: если нал/орг отменяет свое решение судебная госпошлина с него не взыскивается

СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о расчете НДС в цене госконтракта

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

Президент поручил принять закон, направленный на защиту и поощрение капиталовложений

ФНС готова по-новому искать схемы ухода от налогов

Минфин вводит перечень док-в для НДС-освобождения передачи товаров на благотворительность

Минфин предлагает лишить права на 10%-НДС соки с высоким сахаром

СНИЛС отменен

У бухгалтеров новый профстандарт

МВД предлагает ужесточить УК РФ для бизнеса и граждан

Вице-премьер объявил о разработке «инвестиционного кодекса» РФ

План проверок Счетной палаты на 2019 год

До конца года ФНС намерена внедрить систему прослеживаемости товаров

Планируется обновить декларацию по налогу на прибыль организаций

Минфин: решение о спец/налог/режиме для самозанятых пока не принято

ФНС вновь разъясняет подходы к разграничению имущества на движимое и недвижимое

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

КС РФ запретил возлагать субсидиарную ответственность «автоматически»

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ТЦО

Отсутствие уведомления о К/С может стать поводом для налогово-ценовой проверки

НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ

ГосДумой в 1м чтении приняты законопроекты о третьей волне «амнистии капитала»

АУДИТ

Минфин проинформировал о новых обязанностях аудиторов

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Подписан закон о многочисленных поправках в НК

15 апреля 2019 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и ст. 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах».

Федеральным законом для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, устанавливается порядок расчёта сумм НДФЛ исходя из фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов.

Кроме того, Федеральным законом уточняется порядок применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в отношении расходов, связанных с созданием объекта инфраструктуры на территории субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории.

Федеральным законом отменяется обязанность налогоплательщиков представлять налоговые декларации по транспортному и земельному налогам за налоговые периоды начиная с 2019 г., а также определяются порядок и основания прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, прекративших своё существование в связи с их гибелью или уничтожением.

В соответствии с Федеральным законом налогоплательщику налога на имущество организаций, состоящему на учёте в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, предоставляется право представлять единую налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Помимо этого Федеральным законом для физических лиц, имеющих трёх и более несовершеннолетних детей, в отношении объектов налогообложения, находящихся в их собственности, предусматривается уменьшение налоговой базы налога на имущество физических лиц на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчёте на каждого несовершеннолетнего ребёнка, а также уменьшение налоговой базы земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв. м. площади земельного участка.

Федеральный закон предоставляет возможность получать налоговый вычет НДС при экспорте услуг по аналогии с налоговым вычетом на товары. Вместе с тем, новые нормы не будут распространяться на экспорт тех видов услуг, в отношении которых ст. 149 НК РФ предусмотрено применение льготы.

 

Премьер вновь подтвердил, что налог/нагрузка в РФ не будет расти 6 лет

Выступая с отчетом о работе кабмина в ГосДуме, премьер-министр РФ Д.А. Медведев объявил ряд мер в пользу развития бизнеса. Это, в частности, неувеличение налоговой нагрузки в ближайшие 6 лет. Кроме того, планируется ограничить избыточные требования к бизнесу. По словам премьер-министра, бизнес измучен разными проверками и излишней бумажной работой. Впредь количество обязательных требований к бизнесу в РФ должно быть снижено в разы, а принципы их установления измениться.

Дмитрий Медведев, кроме того, обещал продолжить декриминализацию «предпринимательских» преступлений. По его словам, заключение под стражу на время следствия по таким преступлениям является крайней мерой - штрафы более эффективны.

Более подробно см. здесь.

 

ГосДума планирует рассмотреть проект об упрощении порядка применения ККМ

5 апреля председатель комитета ГосДумы по бюджету и налогам А.М. Макаров внес законопроект № 682709-7, которым планируется существенно изменить порядок применения ККТ для некоторых категорий хозяйствующих субъектов.

В частности планируется, что:

  • таксопарки и курьерские службы смогут использовать один удаленный кассовый аппарат на всех сотрудников;

  • в целях снижения издержек организаций и ИП, осуществляющих такие виды деятельности, как торговля с привлечением курьеров, перевозка пассажиров и багажа транспортом (в том числе при реализации билетов водителями и кондукторами) и оказание иных услуг, предлагается применять один кассовый аппарат, работающий удаленно. При этом в таких случаях предоставляется право не печатать бумажный кассовый чек, а обеспечить возможность покупателю (клиенту) его получение через демонстрацию QR-кода;

  • будет упрощен порядок применения ККТ в сфере ЖКХ и оказания услуг ресурсоснабжающими организациями. В частности, проектом предусмотрено право пользователей вместо выдачи кассового чека печатать отдельные реквизиты кассового чека на платежном документе за последующий месяц либо при отсутствии документооборота между клиентом и пользователем выдавать (направлять) кассовый чек только по запросу клиента;

  • ГЛАВНОЕ: будет продлен срок неприменения ККТ до 1 июля 2021 года для ИП, не имеющих наемных работников, реализующих товары собственного производства, выполняющих работы (оказывающих услуги).

 

В РФ скоро появится новый сбор – гостиничный

Минфин РФ выступил за введение гостиничного сбора для туристов, который призван заменить курортный сбор и войти в Налоговый кодекс. Соответствующие поправки содержит подготовленный Минфином законопроект.

Предполагается, что российские отели могут с 2023 г. начать взимать с туристов гостиничный сбор — до 100 руб. в сутки с человека.

Курортный сбор с 1 мая 2018 г. в качестве эксперимента был введен в четырех наиболее популярных у туристов регионах России: в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Крыму. Определенная сумма взимается с отдыхающего за каждый день пребывания на курорте начиная со вторых суток. В сбор не включена стоимость проживания, он выплачивается не позже момента выезда из санатория или отеля. Власти каждого региона самостоятельно определяют сумму курортного сбора. В 2019 г. он не может превышать 50 руб.

В этой связи интересно отметить, что в Республике Крым решили полностью отказаться от курортного сбора. Совмин РК попросил Правительство РФ вывести регион из эксперимента по взиманию курортного сбора.

Принимая такое решение, власти руководствовались нецелесообразностью его введения: администрирование сбора займет достаточно много времени и не лишено проблем, а затраты на такое администрирование будут такими же, как и доходы.

Более подробно см. здесь и здесь.

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГД налоговых проектов с 14 по 30 мая 2019 года

18 апреля на пленарном заседании утвержден проект постановления ГосДумы № 689236-7 «О календаре рассмотрения вопросов ГД с 14 по 30 мая 2019 года», согласно которому в мае будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:

1) О проекте федерального закона № 682283-7 «О внесении изменений в ст. ст. 33333 и 33335 НК РФ в части установления предельного размера государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей и освобождения от уплаты государственной пошлины отдельной категории физических лиц» (рассмотрен Советом ГД 10.04.19)

2) О проекте федерального закона № 627552-7 «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй НК РФ» (в части продления освобождения от уплаты государственной пошлины отдельных категорий лиц) (рассмотрен Советом ГД 15.04.19);

3) О проекте федерального закона № 679903-7 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ в части налогообложения деятельности негосударственных пенсионных фондов» (рассмотрен Советом ГД 10.04.19)

4) О проекте федерального закона № 682417-7 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ (в части платежей, осуществляемых лицами, ведущими садоводство или огородничество) (рассмотрен Советом ГД 10.04.19)

5) О проекте федерального закона № 687102-7 «О внесении изменений в ст.ст. 45 и 217 НК РФ» (в связи с принятием Федерального закона о продлении срока «амнистии капитала») (планируется принять в 1 чтении 18.04.19)

6) О проекте федерального закона № 568534-7 «О внесении изменения в ст. 407 НК РФ» (в части освобождения от налога на имущество физических лиц родителей в многодетных семьях) (рассмотрен Советом ГД 24.10.18

 

В ГосДуму поступил законопроект об освобождении от НДФЛ матвыгоды от «ипотечных каникул»

11 апреля депутаты различных партий во главе с Председателем ГосДумы В.В. Володиным, а также члены Совета Федерации РФ внесли в ГосДуму законопроект № 684672-7 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ (об освобождении от налогообложения материальной выгоды, полученной при реализации заемщиком права на получение «ипотечных каникул»)»

Поправка разработана в связи с подготовкой к рассмотрению ГосДумой во втором чтении проекта федерального закона №655479-7, который предусматривает предоставление заемщикам, привлекшим ипотечные кредиты и попавшим в трудную жизненную ситуацию, права обратиться к кредитору с требованием об установлении «льготного периода» сроком до 6 месяцев, в рамках которого по выбору заемщика может быть приостановлено исполнение обязательств либо уменьшен размер периодических платежей заемщика по ипотечному кредиту («ипотечные каникулы»).

В связи с этим предлагается освободить граждан, которые воспользовались правом на «ипотечные каникулы», от уплаты НДФЛ при получении ими материальной выгоды в связи с экономией на процентах в ходе «ипотечных каникул».

 

В ГосДуму внесен проект о налогообложении участников специнвестконтрактов

16 апреля в ГосДуму поступил инициированный Правительством РФ законопроект № 689130-7«О внесении изменений в НК РФ (в части совершенствования налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов)».

Законопроект предусматривает:

- применение льготы по налогу на прибыль для организаций, получивших статус налогоплательщика - участника СПИК, в течение всего срока действия СПИК;

- введение возможности раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности по реализации проекта, в отношении которого заключен СПИК, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, для целей получения льготы по налогу на прибыль организаций;

- раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов, в том числе путем введения отдельных статей «Налогоплательщики - участники специальных инвестиционных контрактов», «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта».

 

В ГосДуму внесен законопроект о нулевой ставке НДС для региональных авиаперевозок

16 апреля Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 689141-7 «О внесении изменений в ст.ст. 164 и 165 НК РФ (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)».

Законопроектом предусмотрено установление на бессрочной основе налоговой ставки НДС в размере 0 % в отношении операций по реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления и пункт назначения, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки (в случае их наличия) расположены вне территории Московской области или территории города федерального значения Москвы.

Законопроектом также предусмотрены документы, обосновывающие право на применение налоговой ставки НДС в размере 0 % при реализации указанных услуг.

 

В ГосДуму поступил законопроект об освобождении от НДФЛ матпомощи обучающимся

19 апреля депутат «Единой России» Яровая И.А. внесла в ГосДуму законопроект № 692202-7«О внесении изменения в ст. 217 части второй НК РФ» .

Законопроектом предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 руб. в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

 

В ГосДуму внесен законопроект о повышении «детских» налоговых вычетов

18 апреля депутаты фракции «КПРФ» внесли в ГосДуму законопроект № 692088-7«О внесении изменений в ст. 218 части второй НК РФ».

Размер стандартного налогового вычета, предоставляемого родителям, супругам родителя, усыновителям, предлагается повысить в следующих размерах:

- с 1 400 руб. до 2 500 руб. - на первого ребенка;

- с 1 400 руб. до 2 500 руб. - на второго ребенка;

- с 3 000 руб. до 4 500 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка;

- с 12 000 руб. до 12 500 руб. - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Предлагается также повысить размер стандартного налогового вычета, предоставляемого опекунам, попечителям, приемным родителям, супругам приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок.

 

ГосДумой отклонен законопроект о переносе срока уплаты имущественных налогов физлиц

18 апреля в ходе пленарного заседания ГосДума отклонила законопроект № 228841-7«О внесении изменений в часть вторую НК РФ»,которым предлагалось перенести срок уплаты физическими лицами транспортного налога, налога на имущество и земельного налога на срок – не позднее 1 октября.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

СКЭС: если нал/орг отменяет свое решение судебная госпошлина с него не взыскивается

27 марта Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ высказалась по поводу распределения госпошлины по налоговому спору в случае отказа налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований по той причине, что налоговый орган самостоятельно отменил оспариваемое решение. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 27.03.2019 № 304-КГ18-20452 по делу № А46-1036/2018).

Фабула дела: налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а также решения УФНС, вынесенного по результатам жалобы налогоплательщика. В момент рассмотрения дела в суде ИФНС приняла решение об отмене собственного оспариваемого решения, в связи с чем арбитражный суд вынес решение об отказе налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.

Дополнительным решением арбитражный суд I инстанции взыскал с налогоплательщика госпошлину в размере 6 000 руб. за рассмотрении дела в суде, поскольку при обращении в суд налогоплательщику была предоставлена отсрочка по ее уплате. Апелляция согласилась с судом I инстанции.

Суд кассационной инстанции (АС ЗСО) отменил допрешения нижестоящих судов в части взыскания 3 000 руб., поскольку решение УФНС не является самостоятельным предметом спора, оно принято в соответствии с полномочиями вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика на решение ИФНС.

СКЭС ВС РФ отменила все решения нижестоящих судов. Ссылаясь на абз. 2 п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» Экономколлегия пришла к выводу о том, что при наличии обстоятельств добровольного удовлетворения ИФНС заявленного налогоплательщиком требования после обращения в суд, неуплаченная госпошлина за рассмотрение дела в суде ввиду предоставленной отсрочки до окончания рассмотрения дела по существу, не подлежала взысканию с налогоплательщика, несмотря на принятие судом решения об отказе ему в удовлетворении заявленного требования.

Также Экономколлегия высказалась о том, что принятие налоговым органом решения о приостановлении операций по счету в отсутствие к тому правовых оснований само по себе создает неправомерное препятствие лицу, в отношении которого принято такое решение, осуществлять предпринимательскую и иную экономическую деятельности, чем нарушает права и законные интересы этого лица.

 

СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о расчете НДС в цене госконтракта

10 апреля Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, включается ли НДС в цену госконтракта или рассчитывается сверх цены в случае, когда налогоплательщиком утрачено право на применение УСН и налоговый орган доначисляет ему налоги по ОСНО. Дело направлено на новое рассмотрение в суд I инстанции (Определение ВС РФ от 16.04.2019 № 302-КГ18-22744 по делу № А58-9294/2017).

Фабула дела: налогоплательщик заключил с государственным заказчиком госконтракт, по условиям которого должен был выполнить СМР стоимостью 101 500 305, 30 руб., НДС не предусмотрен. В связи с утратой налогоплательщиком права на применение УСН налоговый орган доначислил налоги по ОСНО. Спорным вопросом по делу является вопрос определение размера расчетной ставки по НДС.

Арбитражные суды трех инстанций, поддерживая налоговый орган, исходили из того, что в согласованной цене товаров (работ, услуг) условия о включении в них НДС не содержатся. Поэтому к сумме спорной выручки подлежит применению ставка НДС 18 %.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд I инстанции. Экономколлегия указала, что при реализации товаров (работ, услуг) покупателю НДС не может исчисляться в сумме, которая не соответствовала бы реально сформированной цене и не могла быть полностью предъявлена к оплате покупателем в ее составе, что по существу означало бы взимание налога без переложения на потребителя, за счет иного экономического источника – собственного имущества хозяйствующего субъекта (продавца), что не допустимо.

В сложившейся ситуации утрата налогоплательщиком права на применение УСН в период выполнения работ по госконтракту могла служить основанием не для увеличения договорной цены в результате налогообложения, а для того, чтобы определить его права и обязанности как плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности налогоплательщика - в рамках установленной государственным контрактом твердой цены, что возможно путем применения расчетной налоговой ставки 18/118.

 

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

Президент поручил принять закон, направленный на защиту и поощрение капиталовложений

Президент РФ В.В. Путин потребовал до конца весенней сессии парламента принять закон по защите и поощрению капиталовложений. «В целях поддержки предпринимательской и инвестиционной деятельности в РФ обеспечьте внесение в ГосДуму и принятие в период весенней сессии 2019 года федерального закона, направленного на защиту и поощрение капиталовложений», - поручил глава государства премьер-министру Дмитрию Медведеву. Путин дал срок исполнения до 1 июля 2019 года.

 

ФНС готова по-новому искать схемы ухода от налогов

ФНС завершила реформу контроля за крупнейшими налогоплательщиками – инспекции, специализирующиеся на конкретных отраслях, будут администрировать вдвое больше компаний. Цель реформы – найти риски, характерные для отраслей и компаний со схожими бизнес-моделями.

Реформа длилась более года – с конца 2017 г. До сих пор такие инспекции существовали только на федеральном уровне и контролировали 2000 налогоплательщиков с доходами от 20 млрд руб. в восьми отраслях: международные и транснациональные компании, нефтегазовый сектор, агропромышленный комплекс и розничные сети, производство и строительство, добыча и переработка сырья, энергетика и коммуникации, цифровая экономика, финансовый рынок. Теперь их зона контроля сужается – сумма дохода увеличена до 35 млрд руб. Но им подчиняются 12 новых межрайонных инспекций в разных городах (Кемерово, Екатеринбург, Новосибирск и др.). Они следят за теми же отраслями, но оказавшийся под их надзором бизнес поменьше – около 2000 компаний с доходом от 10 млрд руб. За последние годы увеличилась цифровизация экономики, изменился контроль за международными компаниями, структура экономики, начался обмен налоговой информацией, объясняет представитель ФНС.

Более подробно см. здесь.

 

Минфин вводит перечень док-в для НДС-освобождения передачи товаров на благотворительность

1 апреля Минфин опубликовал текст соответствующего законопроекта. В нем идет речь о таких документах, как:

  • договор или контракт (либо их копии) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи;
  • документы или их копии о подтверждении принятия на учет получателем товаров, имущественных прав, услуг, работ;
  • акты или другие документы (их копии), подтверждающие целевое использование в рамках благотворительной деятельности полученных товаров, имущественных прав, услуг, работ.

На основании подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ передача товаров (за исключением подакцизных), имущественных прав, выполнение работ, оказание услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности освобождается от НДС. Однако перечень документов, подтверждающих право на освобождение от НДС, в настоящее время не установлен.

Более подробно см. здесь.

 

Минфин предлагает лишить права на 10%-НДС соки с высоким сахаром

Предложение об этом в Правительство РФ направил Минфин. Инициатива принадлежит заместителю министра Илье Трунину. По его мнению, такая мера может стимулировать производителей снизить количество используемого при приготовлении напитков сахара.

В Минфине считают, что реализовать предложение Минздрава по дополнительному налогообложению сладких напитков невозможно, поскольку сегодня не существует технического регламента, который бы определял, какая именно продукция относится к напиткам с высоким содержанием сахара. Нет также механизма, который позволил бы ввести дополнительное налогообложение на эту группу товаров.

Минздрав неоднократно заявлял о вреде сладких напитков для здоровья населения, поскольку они содержат излишнее количество сахара, что приводит к ожирению. Повысить акцизы на такую продукцию Минздрав предлагал в рамках Стратегии о формировании здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г.

Более подробно см.здесь.

 

СНИЛС отменен

1 апреля Президента РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты РФ».

Так, в соответствии с законом в РФ реформированы правила ведения персучета органами ПФР. Так, Фонд будет обобщать и структурировать информацию обо всех россиянах, иностранцах и лицах без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории РФ. В частности, ведомство будет собирать информацию о выданных паспортах и актах гражданского состояния физлиц, местах их пребывания и проживания. В связи с этим соответствующие поправки внесены в закон о полиции и свободе передвижения.

Идентификатором, который станет обязательным для получения муниципальных и госуслуг, станет хорошо знакомый номер индивидуального лицевого счета. Его материальный носитель — страховое свидетельство ОПС — выдавать перестанут, его функцию, в том числе при устройстве на работу, выполнит документ, подтверждающий регистрацию физлица в системе. Представить его можно будет на бумаге, в цифре или через личный кабинет зарегистрированного лица.

Исключена из ТК РФ соответствующая обязанность для работодателей оформлять свидетельство ОПС для не работавших прежде сотрудников. Вместо этого компания должна будет передать в ПФР данные, необходимые для регистрации специалиста в системе учета, в случае если он там еще не зарегистрирован.

Обратиться за открытием индивидуального лицевого счета с присвоением идентификатора можно и самостоятельно: напрямую в ПФР или через МФЦ. Впрочем, фонд обязали позаботиться о новой записи в системе и в случае, если незарегистрированное физлицо обратится в многофункциональной центр за получением госуслуги. Свидетельства ОПС, выданные до вступления в силу нового порядка, сохраняют свое действие, не нуждаются в обмене и уравнены с документами, подтверждающими регистрацию в системе персучета.

Более подробно см. здесь.

 

У бухгалтеров новый профстандарт

Начиная с 06.04.2019 начнет свое действие новый профессиональный стандарт бухгалтера. Он вводится Приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н.

Среди новшеств обновленного профстандарта — требование о наличии семи лет опыта для бухгалтеров, имеющих среднее профессиональное образование.

Кроме того, утверждены требования к повышению квалификации. За последние три года подряд специалист обязан не менее 120 часов и не менее 20 часов в год посвятить программам повышения профессиональных знаний.

Отдельные категории организаций, ценные бумаги которых допускаются к организованным торгам,  — ОАО (кроме банков), страховые организации, негосударственные пенсионные фонды — при приеме на работу главных бухгалтеров обязаны проверять соответствие их образования и навыков новому профстандарту. В документе подробно описан состав функций данных специалистов.

Предложены новые названия должностей:

  • бухгалтер первой и второй категории;
  • начальник управления консолидированной финотчетности;
  • директор по бухгалтерскому аутсорсингу и др.

 

МВД предлагает ужесточить УК РФ для бизнеса и граждан

Не успела вступить в действие статья УК РФ, освобождающая предпринимателей и граждан от тюрьмы за совершенные впервые экономические преступления, как МВД решило закрутить гайки. На портале нормативных актов размещено уведомление министерства о начале разработки законопроекта о внесении изменения в УК РФ «в части совершенствования института освобождения от уголовной ответственности».

В январе этого года вступили в силу статьи УК, предписывающие освобождать от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления экономической направленности (мошенничество, неуплата налогов и прочее) и выполнивших ряд условий по возмещению ущерба. Однако МВД считает, что «институт освобождения» требует совершенствования — то есть ужесточения. Дело в том, указывают инициаторы, что Пленум ВС РФ еще в 2013 году постановил, что впервые совершившим преступление следует считать, в том числе, и лицо, ранее освобожденное от уголовной ответственности.

Это, как считают в МВД, «позволяет применять институт освобождения от уголовной ответственности в отношении лиц, которые с точки зрения криминологии, относятся к числу злостных правонарушителей, а не лиц, заслуживающих снисхождения и способных доказать свое исправление». И беспокоит МВД именно «экономическая» статья: «особую актуальность данный вопрос приобретает применительно к ст. 76.1 УК, в которой предусмотрено безусловное освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в сфере экономической деятельности и выполнивших требования, указанные в данной статье».

Законопроектом, над которым началась работа, будет предложено «внести в УК изменения, исключающие освобождение от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям лиц, которые ранее были освобождены по этим же основаниям». Впрочем, как именно это будет сделано, пока не ясно.

Более подробно см. здесь.

 

Вице-премьер объявил о разработке «инвестиционного кодекса» РФ

Правительство разрабатывает законопроект, согласно которому любые законы, грозящие издержками для бизнеса, будут вступать в силу только после завершения переходного периода. Об этом указал вице-премьер Дмитрий Козак в ходе пленарной сессии Красноярского экономического форума. По словам чиновника, новый свод правил по стабилизации регуляторных новаций будет носить название «инвестиционного кодекса». Он также отметил, что срок, о котором идет речь, составляет два-три года. ?

Стабилизация регуляторных новаций должна также относиться к требованиям, которые сейчас «вполне законную экономическую деятельность» «завтра делают незаконной».

Законопроектом будут установлены минимальные сроки переходных периодов для различных видов регулирования — для налогового, технического, административного.

По словам Дмитрия Козака, введение такого кодекса существенно повысит предсказуемость регуляторной политики и привлекательность страны для инвесторов.

Более подробно см. здесь.

 

План проверок Счетной палаты на 2019 год

Счетная палата публикует в открытом доступеперечень проверок на 2019 год.

В текущем году особое внимание будет уделено контролю за реализацией нацпроектов и достижением наццелей, обозначенных в майском Указе Президента. В частности, речь идет об анализе создания цифровой образовательной среды в сфере общего образования, анализе влияния мероприятий федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» на снижение смертности от новообразований.

Кроме того, Счетная палата проанализирует меры по сокращению объемов незавершенного строительства во всех регионах страны. В сфере экологии будет проведена проверка обращения с отходами.

В соответствии с законодательством в план работы Счетной палаты могут вноситься изменения, например, в связи с обращениями депутатов ГосДумы, поручениями Президента и т.д. Исходя из этого, перечень проверок на сайте Счетной палаты будет обновляться ежемесячно.

Более подробно см. здесь.

 

До конца года ФНС намерена внедрить систему прослеживаемости товаров

На 2019 г. запланировано проведение эксперимента по внедрению системы прослеживаемости товаров, рассказал начальник Управления камерального контроля ФНС России Александр Егоричев. В ближайшее время будет принято постановление Правительства РФ, которое определит все условия. С учетом итогов эксперимента будут внесены изменения в НК РФ. Ожидается, что поправки вступят в силу в начале 2020 г.

Введение системы прослеживаемости позволит обелить секторы экономики по товарам, включенным в систему прослеживаемости, а также повысит эффективность таможенного и налогового контроля. Кроме того, система не даст ввезти на территорию России контрабанду, контрафакт и запрещенные товары. Будут созданы условия, при которых использование схем по уклонению от таможенных и налоговых платежей станет невозможным. Это создаст равные условия для бизнеса, а также повысит конкурентоспособность отечественных товаров.

Кроме того, предполагается контролировать движение импортных товаров из третьих стран. Система будет состоять из двух сегментов — наднационального (здесь происходит обмен информацией о движении прослеживаемых товаров между странами ЕАЭС) и национального (непосредственно обслуживает внутренний рынок конкретного государства).

Более подробно см. здесь.

 

Планируется обновить декларацию по налогу на прибыль организаций

С момента утверждения действующей формы налоговой декларации в законодательство о налогах и сборах были внесены многочисленные изменения. В частности, скорректирован порядок переноса убытков прошлых лет; уточнен подход к формированию консолидированной налоговой базы КГН; изменены налоговые ставки по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ; введен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций; установлены новые правила налогообложения международных холдинговых компаний и многое другое.

Проект Приказа ФНС «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме»учитывает данные изменения.

 Предполагается, что приказ вступит в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования.

 Более подробно см. здесь

 

Минфин: решение о спец/налог/режиме для самозанятых пока не принято

Власти могут расширить список регионов, где будет действовать специальный налоговый режим для самозанятых, либо распространить его на всю страну. Пока обсуждаются оба варианта, заявил первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов на совещании в Тюмени.

С 1 января в четырех российских регионах начался эксперимент по внедрению специального налогового режима для самозанятых. В «пилоте» участвуют Москва, Московская и Калужская области, а также Татарстан.

По последним данным ФНС, в качестве самозанятых в четырех пилотных регионах зарегистрировались 69 тысяч человек.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС вновь разъясняет подходы к разграничению имущества на движимое и недвижимое

В письме от 25.03.2019 № БС-4-21/5305 сообщается, что для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать: наличие записи об объекте в ЕГРН; при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства - наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Соответственно, при отсутствии записей об объекте имущества в ЕГРН, основания для применения норм НК РФ, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики.

 

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

КС РФ запретил возлагать субсидиарную ответственность «автоматически»

Конституционный суд РФ в Постановлении от 05.03.2019 № 14-П запретил автоматически возлагать ответственность за убытки, полученные в ходе банкротства предприятия, на руководителя компании-должника. В постановлении КС подчеркивается, что без исследования всех обстоятельств и действий других лиц невозможно однозначно установить степень его вины, и, следовательно, ответственности.

С просьбой о проверке положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» во взаимосвязи с положениями Налогового и Гражданского кодекса РФ в высшую юридическую инстанцию страны обратился Виктор Нужин из Саранска. В 2009 г. в отношении строительной компании, которую он возглавлял, по инициативе налоговых органов была начата процедура банкротства, введен конкурсный управляющий. Активов компании не хватило, чтобы удовлетворить требования всех кредиторов и выплатить вознаграждение управляющему, поэтому последний взыскал свои деньги через суд с налоговиков. А те, в свою очередь, выставили иск Нужину. Оспорить это решение в судах общей юрисдикции экс-директор строительной компании не смог и теперь должен заплатить государству более 650 тыс. руб.

По мнению заявителя, ситуация, когда с руководителя компании-банкрота взыскивают судебные расходы, понесенные налоговым органом, который сам инициировал дело о банкротстве, нарушает целый ряд положений Конституции РФ, в том числе принцип равенства перед законом и судом, а также ставит под сомнение право гражданина на судебную защиту.

Изучив обстоятельства дела, КС в своем решении напомнил, что федеральный закон о банкротстве в первую очередь регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), и только потом призван урегулировать отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. При этом в попытке вернуть некие средства кредитор должен рассчитывать на успех.

Иными словами, КС считает необходимым разумный подход к инициированию дела о банкротстве - при отсутствии у компании-должника имущества такие действия лишь повлекут напрасные расходы.

В решении суда также особо отмечено, что сам факт замещения должности руководителя не делает его виновным в финансовой несостоятельности компании, и возникновение расходов у уполномоченного органа не должно автоматически признаваться следствием действий этого руководителя. Для принятия подобного решения, постановили судьи КС РФ, необходимо установление всех элементов состава правонарушения, совершенного руководителем должника, а также оценка разумности и осмотрительности действий иных лиц, которые повлияли на возникновение и размер расходов по делу о банкротстве - в том числе и налоговых органов, и арбитражного управляющего.

Более подробно см. здесь.

 

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ТЦО

Отсутствие уведомления о К/С может стать поводом для налогово-ценовой проверки

Налогоплательщики направляют уведомления о заключенных в предыдущем году контролируемых сделках в инспекцию по месту своего нахождения или жительства не позднее 20 мая.

При проведении налоговой проверки или налогового мониторинга инспекция может обнаружить, что компания заключала контролируемые сделки, но сведения о них не представила. В этом случае налоговый орган направляет полученную информацию в ФНС РФ, а также в течение 10 дней уведомляет налогоплательщика об отправке такого извещения.

Если сумма доходов (расходов) по незаявленным сделкам является существенной, то это может послужить риск-фактором при проведении предпроверочного анализа для принятия решения о проведении проверки. Более подробно см. здесь.

 

 

НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ

ГосДумой в 1м чтении приняты законопроекты о третьей волне «амнистии капитала»

18 апреляна пленарном заседании ГосДумой в 1м чтении были приняты законопроекты:

-№ 687103-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (о продлении срока «амнистии капитала»)».

Законопроектом предусматривается продление до 1 марта 2020 г. срока добровольного декларирования физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках с сохранением всех гарантий, установленных Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», при условии осуществления указанными лицами репатриации денежных средств, государственной регистрации в порядке редомициляции подконтрольных им иностранных компаний в специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края.

- № 687102-7 «О внесении изменений в ст.ст. 45 и 217 НК РФ», которым предусмотрено освобождение от НДФЛ доходов в виде прибыли КИК, учитываемых при определении налоговой базы в 2019 г. у налогоплательщика, являющегося контролирующим лицом такой КИК, при условии, что налогоплательщик не признавался налоговым резидентом РФ по итогам налогового периода 2018 г.

Также законопроектом предлагается установить, что представление декларации в ходе третьего этапа «амнистии капитала» освобождает налогоплательщиков от взыскания налогов, связанных с задекларированным таким образом имуществом или счетами (вкладами) в зарубежных банках, за исключением налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.

 

АУДИТ

Минфин проинформировал о новых обязанностях аудиторов

Федеральным законом от 18.03.2019 № 33-ФЗ уточнены и конкретизированы обязанности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, а также аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (информационное сообщение Минфина РФ от 10.04.2019 № ИС-аудит-29).

При оказании аудиторских услуг нужно разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать ответственных за их реализацию.

При осуществлении контролируемых операций в рамках бухгалтерского обслуживания необходимо идентифицировать клиентов, применять меры по замораживанию денежных средств, исполнять требования в отношении обслуживания публичных должностных лиц.

Во всех случаях нужно уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных сделках и операциях.

Меры по замораживанию применяются не позднее одного рабочего дня с даты размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении клиента в перечень лиц, причастных к экстремизму или терроризму, либо решения о применении таких мер.

Более подробно см. здесь.