Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса № 6-2019

11.07.2019

 Группа компаний «Налоги и финансовое право» 

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 06-2019

(июнь)

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

6 июня Президент РФ подписал несколько законов о налогах и о бизнесе:

… об упрощении порядка применения ККТ

… о ставке НДС 0% по региональным перевозкам

… об освобождении от налога на прибыль %, формирующих фонд капремонта

… о налогообложении отдельных сделок по уступке нал/платом-банком прав (требований)

… о плановых проверках в отношении предприятий, добывающих драгметаллы и драгкамни

Президент о налогах на Петербургском экономическом форуме ПМЭФ-2019

17 июня Президент подписал закон о поправках в перечень доходов, необлагаемых НДФЛ

Минэкономразвития предложило контролировать расходы россиян

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 9 по 25 июля 2019

В ГосДуму внесен законопроект об усилении ответственности за несообщении в НО о созданных «обособках»

В ГосДуму поступил законопроект об освобождении от НДС ввоза воздушных судов

ГосДума планирует освободить от НДС и налога на прибыль обращение с ТКО

В ГосДуму поступил законопроект об освобождении от НДС слитков драгметаллов

В ГосДуму внесен проект об освобождении от НДФЛ дохода по обезличенным металл/счетам

В ГосДуму поступил законопроект о вычетах по приобретенным ККМ

В ГосДуму поступил проект об освобождении от НДС реализации просроченных продуктов

ГосДумой в 1м чтении принят законопроект об освобождении от НДФЛ матпомощи обучающимся

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о квалификации паросилового цеха в качестве объекта ОПХ

СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о рекламных расходах на транспорте

ВС РФ отправил на доработку проект об увеличении сроков давности по налог/преступлениям

Предпринимательство физлиц: обзор судебной практики от ФНС России

ВС отменил штраф глав/буху по ст. 15.6 КоАП за непредставление в ходе «встречки» сведений о сотруднике

СКЭС: отсрочка/рассрочка налога на прибыль в рег/бюджет по мир/соглашению не может превышать 1 год

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

Минфин предлагает изменить условия определения налогового резидентства РФ

ФНС намерена увеличить число участников налог/мониторинга через снижение требований доступа

Ю.Титов: штрафы оказывают серьезное давление на бизнес

Система tax free будет распространена на всю Россию

Самозанятые смогут отчислять взносы в ПФР через «Мой налог»

ЦБ понизил ключевую ставку до 7,5 %

Сведение в ЕГРН об отчуждении объекта будут вноситься с согласия собственника

Концепция нового КоАП РФ получила одобрение в Правительстве

Минфин против перехода с НДС на налог с оборота

В РФ уже зарегистрировалось 114 тыс. самозанятых

ФНС разъяснила каким образом подтверждается статус «самозанятого»

Курортный сбор могут распространить на частный сектор

ФНС разрешила предоставлять информацию по требованиям в виде скан-образов

ФНС разработала порядок оценки сведений, представляемых для перехода на налог/мониторинг

Введены повышенные штрафы за экологические нарушения

Минфин предложил перевести налоговые уведомления в электронную форму

Минфин вводит систему расчета эффективности региональных налог/льгот

В НК РФ предлагаются поправки по национальной системе прослеживаемости товаров

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

КС РФ вынес постановление по вопросам определения объекта налога

БУХУЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Опубликован проект нового фед/стандарта Б/У «Бухгалтерская отчетность организации»

Определены сроки разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 - 2021 гг.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Заксобрание СО рассмотрит проект о налог/льготах по налогу на имущество

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

Правительство внесло в ГД проект об отмене репатриации экспортной выручки

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

 

6 июня Президент РФ подписал несколько законов о налогах и о бизнесе:

… об упрощении порядка применения ККТ

6 июня Президент России подписал Федеральный закон № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ», вносящий значительные поправки в закон о ККТ, к примеру:

- ИП, реализующие работы, услуги и товары собственного производства, не имеющие наемных работников, освобождены от применения ККТ до 1 июля 2021 г;

- предусмотрен ряд случаев, когда ККТ может не применяться (в том числе ТСН, ЖСК и иными специализированными потребительскими кооперативами при оказании услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также в некоторых случаях при расчетах за услуги населению в сфере образования, спорта и культуры);

- устанавливается возможность использования одного кассового аппарата, расположенного удаленно, например, при разносной торговле, дистанционном способе продажи товаров и в некоторых иных случаях.

- отдельные поправки направлены на упрощение порядка исполнения обязанности по выдаче кассового чека (БСО). В ряде случаев продавец вправе обеспечить покупателю возможность считать QR-код, позволяющий идентифицировать чек ККТ (БСО), с использованием мобильного телефона, смартфона и иного компьютерного устройства.

 

… о ставке НДС 0% по региональным перевозкам

6 июня Президент России В.В.Путин подписал Федеральный закон № 123-ФЗ «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй НК РФ», которым устанавливается ставка НДС в размере 0 % в отношении операций по реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления, пункт назначения, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки расположены вне территории Московской области и территории города федерального значения Москвы.

 

… об освобождении от налога на прибыль %, формирующих фонд капремонта

6 июня Президент России В.В.Путин подписал Федеральный закон № 137-ФЗ «О внесении изменений в статью 251 части второй НК РФ».

Федеральным законом перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, дополняется доходами в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходами указанных специализированных некоммерческих организаций, полученными от размещения средств фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

 

… о налогообложении отдельных сделок по уступке нал/платом-банком прав (требований)

6 июня Президент России В.В.Путин подписал Федеральный закон № 125-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ».

Федеральным законом устанавливаются особенности налогообложения налогоплательщика-банка при совершении сделок по уступке прав (требований), если такая уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным Федеральным законом от 29.07.2018 № 263-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Кроме того, государственная корпорация, осуществляющая полномочия собственника в отношении имущества участников международной группы компаний, включенных в соответствии с законодательством РФ в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, наделяется полномочиями по предоставлению предварительного согласия на передачу компетентным органам иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами сведений о таких участниках.

В целях поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, отнесены суммы прекращенных обязательств налогоплательщика, определяемые актом Правительства РФ, принятым на основании ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2018 № 263-ФЗ.

… о плановых проверках в отношении предприятий, добывающих драгметаллы и драгкамни

6 июня Президент России В.В.Путин подписал Федеральный закон № 130-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральным законом закрепляется возможность проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, два и более раза в три года.

 

Президент о налогах на Петербургском экономическом форуме ПМЭФ-2019

Представляется, что в настоящее время власти не считают тему налогов какой-то первоочередной или актуальной. Именно этим можно объяснить, что Президент РФ, выступая 7 июня на пленарном заседании ПМЭФ-19 , упомянул о налогах всего два раза.

 Во-первых, говоря о межгосударственном экономическом сотрудничестве таковому была обещана налоговая поддержка.

<< … Как будет строиться сотрудничество государства и крупных компаний? В рамках соглашения о партнёрстве компании инвестируют в научно‑исследовательскую работу, в развитие центров компетенции, в поддержку стартапов, в подготовку научных, управленческих, инженерных кадров и привлечение специалистов из‑за рубежа. В свою очередь государство возьмёт на себя обязательство обеспечить финансовые и налоговые инструменты поддержки, стимулировать спрос на отечественную высокотехнологичную продукцию, в том числе через государственные закупки, то есть рынок надо обеспечить. Будем над этим работать… >>

 Во-вторых, Президент призвал руководство государства сплотится против оффшоров и уклонения от уплаты налогов.

<< … Устойчивое развитие предполагает предотвращение финансовых кризисов, а это означает более точное регулирование финансовых рынков. Необходим глобальный консенсус против коррупции, получившей трансграничный характер, против отмывания денег и сокрытия доходов от налогообложения, а также для ограничения деятельности офшорных зон. Я убеждён в том, что эти проблемы хорошо известны всем политическим лидерам, и в этом отношении нужно проявить единую волю… >>

 Таким образом, можно предположить, что каких-то резких движений по налогам в ближайшее время не предвидится, поэтому мой прогноз о том, что 2019 год будет в сфере налоговой политики «годом спокойствия» - сбывается.

 

17 июня Президент подписал закон о поправках в перечень доходов, необлагаемых НДФЛ

17 июня Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 147-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ».

С учетом позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда РФ от 31.05.2018 № 22-П и от 13.04.2016 № 11-П, о наличии системных неопределенностей положений ст. 217 НК РФ, содержащей перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, закон излагает п. 1 ст. 217 НК РФ в новой редакции, исключив общую норму об иных выплатах, не подлежащих налогообложению. П. 3 ст. 217 НК РФ при этом утрачивает силу.

Компенсации за неиспользованные дополнительные сутки отдыха военнослужащим-контрактникам облагаются НДФЛ. А оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно работникам-«северянам» освобождена от НДФЛ.

Законом установлен дополнительный перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, в числе которых:

- установленная законодательством денежная компенсация, выплачиваемая взамен полагающегося земельного участка;

- компенсационные выплаты медработникам до 1 млн руб.;

- доходы, полученные Героями Советского Союза и РФ и Героями Труда;

- доходы, полученные в рамках социальной поддержки;

- выплаты почетным донорам;

- доходы в виде выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

- доходы, полученные в связи с рождением ребенка, доходы, полученные инвалидами и детьми-инвалидами в соответствии с законодательством о соцзащите, суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых родителям, опекунам и попечителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.

Кроме того, закон дал возможность получить социальный вычет на лечение в отношении расходов на любые лекарства, а не по определенному перечню. Эти положения можно применять уже за период 2019 г.

 

Минэкономразвития предложило контролировать расходы россиян

Министерство экономического развития РФ рассматривает идею системного контроля доходов и расходов физлиц для борьбы с теневой экономикой, заявила на конференции «Налоги 2019» замдиректора департамента инвестиционной политики МЭР Бэлла Панина. Идея еще «сырая», потому делиться подробностями чиновница отказалась.

По данным Росстата, доля теневого сектора составляет 12-14 % от всего экономического оборота в России. А по информации МВФ в теневом секторе находится треть российской экономики. По подсчетам Минэкономразвития, за 2018 г. бюджет потерял 4 мдрд руб. на подоходном налоге и страховых взносах (более подробно см. здесь).

 

Комментарий «НФП»: Буквально в этот же день, наверное, по причине общественного резонанса, Минэк попытался опровергнуть собственные слова, указав, что «проекты не разрабатывает», а речь об этом шла в рамках дискуссии.

Стоит отметить, что у нас в стране такая система уже вводилась 20 лет назад (правда потом благополучно была закрыта почти не начав работать). Да и все эти годы о налоговом контроле за расходами говорят то чиновники, то депутаты, то эксперты.

Кстати, не секрет, что налоговые органы регулярно пытаются на своих проверках затронуть тему «расходов», причем происходит это до сих пор, даже несмотря на практику ВС РФ 2015 г., которой «налог/контроль за расходами» был признан незаконным.

По нашему мнению, такой контроль рано или поздно будет введен обязательно, вопрос только в сроках. Поэтому для отслеживания информации по данной теме в блоге руководителя группы компаний «Налоги и финансовое право» А.В. Брызгалина появилась новая рубрика «НалогКонтроль за расходами».

 
 
 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

 

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 9 по 25 июля 2019

На пленарном заседании 27 июня утвержден проект постановления Государственной Думы № 740019-7«О календаре рассмотрения вопросов ГосДумой с 9 по 25 июля 2019 г.», согласно которому в июле будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:

  • О проекте федерального закона № 709422-7 «О внесении изменения в ст. 33328 НК РФ» (в части изменения размера государственной пошлины) (рассмотрен Советом ГД 22.05.19, 24.06.19);
  • О проекте федерального закона № 648588-7 «О внесении изменений в НК РФ в связи с принятием Федерального закона «О социальной поддержке семей, имеющих детей» (рассмотрен Советом ГД 13.03.19, 17.06.19);
  • О проекте федерального закона № 605369-7 «О внесении изменений в НК РФ и отдельные законодательные акты РФ (в части стимулирования добычи редких металлов)» (принят в 1 чтении 12.02.19);
  • О проекте федерального закона № 642244-7 «О внесении изменений в НК РФ» (об отдельных вопросах налогообложения) (принят в 1 чтении 18.06.19);
  • О проекте федерального закона № 720839-7 «О внесении изменений в НК РФ и ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть IIНК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики) (рассмотрен Советом ГД 30.05.19);
  • О проекте федерального закона № 715756-7 «О внесении изменений в ст. 2844 НК РФ» (в части совершенствования налогообложения резидентов территорий опережающего социально-экономического развития) (принят в 1 чтении 19.06.19);
  • О проекте федерального закона № 689130-7 «О внесении изменений в НК РФ» (в части совершенствования налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов) (принят в 1 чтении 28.05.19);
  • О проекте федерального закона № 657361-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и иные законодательные акты РФ (в части использования и хранения электронных документов)» (рассмотрен Советом ГД 08.04.19, 17.04.19);
  • О проекте федерального закона № 733024-7 «О внесении изменений в НК РФ» (в части налогового стимулирования развития гражданской авиации) (рассмотрен Советом ГД 24.06.19).

 

В ГосДуму внесен законопроект об усилении ответственности за несообщении в НО о созданных «обособках»

3 июня Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан и депутат ГосДумы И.З.Бикбаев внесли в ГосДуму законопроект № 723363-7«О внесении изменений в статью 126 НК РФ».

Законопроектом предлагается внести изменение в ст. 126 НК РФ в части установления ответственности за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), путем представления соответствующих документов в установленный срок. Административный штраф за указанное правонарушение предлагается установить в размере 40 тыс. руб. (аналогично п. 2 ст. 116 НК РФ в целях соблюдения единого подхода к наказанию за непостановку на учет в налоговом органе).

 

В ГосДуму поступил законопроект об освобождении от НДС ввоза воздушных судов

18 июня Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 733024-7«О внесении изменений в НК РФ (в части налогового стимулирования развития гражданской авиации)».

Законопроектом предлагается освободить от обложения НДС ввоз в Россию гражданских воздушных судов, а также авиационных двигателей, запчастей и комплектующих, печатных изданий, опытных образцов и их составных частей, необходимых для разработки и испытания таких воздушных судов. Кроме того, предусмотрено обложение НДС по ставке 0 %:

- операций по реализации гражданских воздушных судов;

- операций по реализации работ (услуг) по строительству указанных воздушных судов;

- операций по реализации услуг по передаче гражданских воздушных судов по договорам аренды (лизинга);

- операций по реализации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для строительства, ремонта и (или) модернизации в РФ гражданских воздушных судов.

Законопроектом предусматривается и ряд других изменений. Так, предлагается не учитывать в целях налога на прибыль доходы от эксплуатации и реализации судов, судовладельцами-резидентами Калининградской области и Приморского края. Также организации, находящиеся в этом районе, планируется освободить от обложения транспортным налогом и налогом на имущество в отношении водных и воздушных судов.

 

ГосДума планирует освободить от НДС и налога на прибыль обращение с ТКО

Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал ГосДуме принять в первом чтении законопроект (№ 642244-7, инициатор – Правительство РФ), освобождающий региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами от НДС и налога на прибыль.

 

В ГосДуму поступил законопроект об освобождении от НДС слитков драгметаллов

24 июня члены Совета Федерации и депутаты от «Единой России» внесли в ГосДуму законопроект № 738437-7«О внесении изменений в ст.ст. 149 и 164 части II НК РФ».

Авторы законопроекта ссылаются на то, что коммерческие банки реализуют мерные слитки физлицам с НДС 20%, а приобретают у физлиц без НДС в случае, когда физлицо забирает слитки из хранилища коммерческого банка. Таким образом, приобретение слитков из драгметаллов не рассматривается гражданами РФ в качестве средства накопления.

В связи с этим предложено освободить от НДС реализацию лома и отходов драгметаллов для производства драгметаллов и аффинажа; реализацию аффинированных драгметаллов; реализацию драгметаллов налогоплательщиками Государственному фонду драгметаллов и драгкамней РФ, фондам драгметаллов и драгкамней субъектов РФ, ЦБ РФ и банкам; реализацию драгметаллов из Государственного фонда драгметаллов и драгкамней РФ, из фондов драгметаллов и драгкамней субъектов РФ специализированным внешнеэкономическим организациям, ЦБ РФ и банкам.

Реализация законопроекта должна повысить привлекательность инвестирования накоплений российских граждан в золото и способствовать совершенствованию системы налогообложения в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов.

 

В ГосДуму внесен проект об освобождении от НДФЛ дохода по обезличенным металл/счетам

25 июня члены Совета Федерации и депутат «Единой России» Чижов С.В. внесли в ГосДуму законопроект № 739187-7«О внесении изменений в ст. 217 части второй НК РФ», которым предлагается освободить от налогообложения доходы физических лиц, получаемые ими по обезличенным металлическим счетам.

Принятие и реализация данного законопроекта будет способствовать поддержанию устойчивости национальной валюты за счет создания альтернативного валютным вкладам инструмента инвестирования (дедолларизации), а также приведет к увеличению ресурсной базы банковской системы за счет снижения доли неорганизованных сбережений граждан, хранящихся в форме наличных денежных средств, и использования их для кредитования экономики.

 

В ГосДуму поступил законопроект о вычетах по приобретенным ККМ

25 июня депутаты фракции «Единая Россия» внесли в ГосДуму законопроект № 738898-7«О внесении изменений в ст.ст. 227, 346.21, 346.32 НК РФ».

Президентом РФ дано поручение Правительству обеспечить рассмотрение законопроектов, предусматривающих введение налоговых вычетов на приобретение онлайн-касс индивидуальными предпринимателями, применяющими спецрежимы, деятельность которых ранее не требовала применения ККТ (подп. «г», п.1, поручения №Пр-765 от 24.04.2016 г.).

Речь идет о следующих категориях:

1) ИП, которые выполняют работы/оказывают услуги населению, применяя УСН;

2) ИП, являющихся плательщиками ЕНВД, в случае если такими плательщиками заключены трудовые договора на дату регистрации ККТ в период с 01.07.2018 по 01.07.2019;

3) лицах, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ.

Законопроект разработан в целях реализации вышеуказанного поручения Президента РФ.

 

В ГосДуму поступил проект об освобождении от НДС реализации просроченных продуктов

27 июня депутат фракции «Единая Россия» Вострецов С.А. и депутат фракции «ЛДПР» Волков Ю.Г. внесли в ГосДуму законопроект № 741225-7 «О внесении изменения в НК РФ, в части исключения из списка объектов налогообложения пищевых продуктов с истекающим сроком годности».

Законопроект направлен на исключение из списка объектов налогообложения пищевых продуктов с истекающим сроком годности, что позволит освободить их от уплаты НДС в случае их безвозмездной передачи третьим лицам.

Такой порядок позволит стимулировать торговые сети не выбрасывать просроченные пищевые продукты, а на более раннем сроке (до истечения срока годности) раздавать продукты, за исключением продуктов детского, диетического питания и алкогольной продукции, нуждающимся в поддержке гражданам.

 

ГосДумой в 1м чтении принят законопроект об освобождении от НДФЛ матпомощи обучающимся

27 июня в ходе пленарного заседания ГосДумой в первом чтении был принят законопроект № 692202-7«О внесении изменения в ст. 217 части второй НК РФ» .

Законопроектом предлагается установить, что суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 руб. в год, выплачиваемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам освобождаются от налогообложения.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о квалификации паросилового цеха в качестве объекта ОПХ

29 мая Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ были рассмотрены вопросы применения ст. 275.1 НК РФ (налогообложение подразделений обслуживания производств и хозяйств). Дело направлено на новое рассмотрение в АС I инстанции (Определение ВС РФ от 31.05.2019 № 301-ЭС19-756 по делу № А11-6890/2017).

Фабула дела: основным видом деятельности налогоплательщика является производство радиоаппаратуры, дополнительным - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. На балансе налогоплательщика находится паросиловой цех, являющийся самостоятельным структурным подразделением и осуществляющий обеспечение других цехов и подразделений завода горячим и холодным водоснабжением, паром по заявкам и по потребностям, в зимнее время поддержание в бытовых и производственных помещениях цехов и отделов нормальных климатических условий.

По результатам налоговой проверки налоговый орган счел, что паросиловой цех № 617 относится к объектам обслуживающих производств, в связи с чем налоговая база по налогу на прибыль по деятельности, связанной с использованием цеха, подлежит определению с учетом положений ст. 275.1 НК РФ. Суды согласились с данной позицией налогового органа.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции. Экономколлегия указала, что основополагающим критерием для отнесения деятельности к осуществляемой через объекты ОПХ, является направленность понесенных затрат на удовлетворение социальных, бытовых и культурных нужд граждан (работников и жителей соответствующих населенных пунктов) за счет выделенного налогоплательщиком на эти цели финансирования.

Налогоплательщик указывал, что паросиловой цех относится к вспомогательному производству, основная задача которого – обеспечение тепловой энергией основного производства, а не удовлетворение жилищных или социально-культурных нужд работников общества и населения, и не обслуживание иных личных потребностей граждан.

Суды не дали оценки данным доводам налогоплательщика, ограничившись констатацией того, что объекты теплоснабжения упомянуты в ст. 275.1 НК РФ в качестве объектов ОПХ и конечными потребителями части реализованной обществом тепловой энергии оказываются физические лица – жители домов. Однако такой подход не учитывает положения п. 1 ст. 252 НК РФ, и приводит к тому, что налогоплательщик не вправе учесть для целей налогообложения экономически обоснованные расходы, понесенные в рамках деятельности, направленной на получение дохода, только по той причине, что его предпринимательская деятельность осуществляется с использованием объектов теплоснабжения, имеющих присоединенные сети.

 

СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о рекламных расходах на транспорте

29 мая Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, как учитывать расходы на рекламу, размещенную на транспорте: в пределах лимита или в полном объеме. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 30.05.2019 № 305-ЭС19-4394 по делу № А40-125588/2017).

Фабула дела: налогоплательщик в полном объеме учел на расходах по налогу на прибыль затраты на изготовление рекламных баннеров, которые были размещены на троллейбусах. Налоговый орган в ходе проверки исключил часть расходов, указав на действие лимита, установленного для прочих рекламных расходов в абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Арбитражный суд I инстанции поддержал налогоплательщика, однако апелляционный суд и АС МО не согласились с решением суда I инстанции и поддержали позицию налогового органа.

СКЭС ВС РФ отменила постановления апелляционного суда и АС МО и оставила в силе решение АС I инстанции. Экономколлегия указала, что в главе 25 НК РФ отсутствуют положения, которые бы позволили сделать вывод о том, что воля законодателя направлена на ограничение возможности признания для целей налогообложения расходов на распространение рекламных материалов только в связи с тем, что местом их размещения выступают не стационарные объекты, например, остановочные павильоны наземного общественного транспорта, а транспортные средства (трамваи, троллейбусы, автобусы и т.п). Такого рода дифференциация возможности вычета затрат не имеет под собой разумного экономического основания и, соответственно, приводит к неравному налогообложению хозяйствующих субъектов.

 

ВС РФ отправил на доработку проект об увеличении сроков давности по налог/преступлениям

Пленум Верховного суда РФ готовит разъяснения, которые могут удлинить сроки давности по налоговым преступлениям.

Как сказано в подготовленном проекте постановления пленума, срок давности за уклонение от налогов начинает течь с момента погашения недоимки. Иными словами, пока на ком-то висит налоговый долг, преступление не закончилось и отсчет срока давности не пошел.

Предложение уже вызвало широкий резонанс в правовом сообществе, предлагается еще раз обсудить данные правовые позиции в ходе доработки проекта.

Более подробно см. здесь.

 

Предпринимательство физлиц: обзор судебной практики от ФНС России

В связи с введением с 2019 г. нового налога на профессиональный доход (НПД), который могут уплачивать как предприниматели, так и физлица, не зарегистрированные в качестве ИП, вопрос разграничения предпринимательской деятельности физлиц, особенно актуален. ФНС России резюмировала судебную практику по вопросу признания деятельности физлиц предпринимательской (Письмо ФНС РФ от 7 мая 2019 г. № СА-4-7/8614@).

Так, предпринимательская деятельность может заключаться не только в использовании гражданином результатов труда, но и в использовании принадлежащего ему имущества для целей осуществления предпринимательской деятельности. В то же время владение, пользование, а также распоряжение имуществом не рассматривается само по себе в качестве признака предпринимательской деятельности, а рассматривается как осуществление правомочий собственника. Квалификация сделок по отчуждению товаров, работ, услуг и имущественных прав как хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возможна в том числе в силу длительности, систематичности и массовости действий, направленных на их приобретение и продажу.

ФНС России, опираясь на судебную практику, выделила основные признаки, по которым деятельность гражданина может быть признана предпринимательской в целях налогообложения. Это:

∙ приобретаемое гражданином имущество имеет предпринимательское назначение (не предназначено для использования в личных целях) и установлена направленность действий на систематическое получение прибыли;

∙ реализованное гражданином имущество ранее использовалось им в предпринимательских целях.

Кроме того, рассмотрен вопрос об уплате НДС физлицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП. Налоговым органам в целях определения действительных обязательств физлица по итогам налоговой проверки необходимо самостоятельно учитывать право лица на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ. Кроме того, вменение статуса ИП не должно приводить к исчислению НДС в повышенном размере.

Более подробно см. здесь.

 

ВС отменил штраф глав/буху по ст. 15.6 КоАП за непредставление в ходе «встречки» сведений о сотруднике

26 апреля судья ВС РФ Меркулов В.П. рассмотрел вопрос о правомерности привлечения главного бухгалтера к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление документов и информации по требованию налогового органа в рамках встречной проверки контрагента. Дело рассмотрено в пользу главного бухгалтера (Постановление ВС РФ от 26.04.2019 № 9-АД19-10).

Фабула дела: налоговый орган в рамках встречной проверки запросил сведения по п.1 ст. 93.1 НК РФ в отношении работника организации. В связи с отказом в предоставлении документов главный бухгалтер привлечен к административной ответственности (300 руб.) по ст. 15.6 КоАП – «Непредставление в срок либо отказ в предоставлении в налог/орган документов, необходимых для налог/контроля».

Суды признали главного бухгалтера виновной в совершении вменяемого правонарушения. Однако Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судов, выявив нарушение административного производства, поскольку в протоколе об админ/правонарушении лицо оштрафовано за непредставление документов, а суды, не переквалифицировав спор, вменили нарушение сроков представления документов.

Кроме того, ВС особо подчеркнул, что бухгалтер в принципе не был обязан представлять запрошенные документы, поскольку компания не имела каких-либо правоотношений с проверяемым налогоплательщиком, а истребуемые документы являются внутренними документами организации и никак не связаны с информацией о третьих лицах.

Аналогичные выводы были изложены в решении арбитражного суда, которым налоговому органу было отказано в привлечении организации к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление соответствующих сведений (дело № А43-1801/2018).

 

СКЭС: отсрочка/рассрочка налога на прибыль в рег/бюджет по мир/соглашению не может превышать 1 год

20 мая Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о законности мирового соглашения, заключаемого в рамках дела о банкротстве, предусматривающего предоставление отсрочки/ рассрочки погашения задолженности, в том числе и по налоговым платежам (Определение ВС РФ от 27.05.2019 № 305-ЭС18-25601 по делу № А40-150430/2014).

Фабула дела: в рамках дела о банкротстве арбитражный суд утвердил мировое соглашение, по условиям которого должник должен был добровольно исполнить свои обязательства перед кредиторами, в том числе перед налоговым органом по имеющейся налоговой задолженности, в течение трех лет после подписания мирового соглашения в соответствии с графиком начисления и погашения задолженности.

Требования налогового органа в значительной части касались задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ.

Арбитражные суды, сославшись на специальный характер норм законодательства о банкротстве по отношению к налоговому законодательству, указали, что при заключении мирового соглашения в деле о банкротстве кредиторы имеют право включить положения о сроках и порядке погашения задолженности по обязательным платежам вне зависимости от сроков отсрочки или рассрочки, предусмотренных налоговым законодательством.

СКЭС ВС РФ отказала в утверждении мирового соглашения, поскольку погашение обязательных платежей рассрочено на срок, превышающий максимально допустимый п. 1 ст. 64 НК РФ, что противоречит требованиям абз. 4 п. 1 ст. 156 Закона о банкротстве.

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

Минфин предлагает изменить условия определения налогового резидентства РФ

Минфин РФ продолжает искать способы вернуть в страну налоги, которые компании и их владельцы платят за рубежом. На этот раз он хочет изменить критерии признания человека налоговым резидентом России, сообщил первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов.

Чтобы стать российским резидентом, нужно провести в стране более 183 дней в течение года. Сейчас Минфин рассматривает вопрос, чтобы уменьшить этот срок до 90 дней. «Чтобы проще было работать и чтобы наши те еще бизнесмены, которые в одно время убежали на Запад, сюда к нам возвращались», – объяснил чиновник.

Кроме того, Минфин планирует ввести критерий центра жизненных интересов для определения резидентства. Эти предложения будут включены в основные направления налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС намерена увеличить число участников налог/мониторинга через снижение требований доступа

«Снижение критериев для участников налогового мониторинга может удвоить их количество. Если сейчас у компании должен быть годовой оборот в 3 млрд руб. и уплаченных налогов за год на 300 млн руб., то планируется снизить эти требования до 2 млрд и 200 млн руб. соответственно», - заявил заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров на Петербургском международном экономическом форуме.

Он подчеркнул, что уровень доверия компаний к новой системе администрирования растет.

С 2016 года количество участников увеличилось с семи компаний до 44 в 2019 г. А к 2020 г. заявили о своем переходе еще 48 крупнейших налогоплательщиков, которые обеспечивают 27% поступлений в бюджет. Среди них 28 компаний с госучастием.

Более подробно см. здесь и здесь.

 

Ю.Титов: штрафы оказывают серьезное давление на бизнес

Сумма штрафов, полученных от проверок бизнеса, составила в 2018 году 179 млрд рублей. Об этом в пятницу сообщил уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов на Петербургском международном экономическом форуме.

"Сумма штрафов дошла до 179 млрд рублей [в 2018 году], а это уже существенная добавка в бюджет. Это почти что фискальная мера и серьезная нагрузка на бизнес", - сказал Титов.

Он также сообщил, что к административной ответственности было привлечено 984 тыс. юридических лиц, а это каждое четвертое из юридических лиц, зарегистрированных в России.

Более подробно см. здесь.

 

Система tax free будет распространена на всю Россию

Система tax free может быть распространена на все регионы России до конца 2019 г., сообщил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

Система tax free позволяет иностранным гостям получить возмещение НДС при вывозе купленных в России товаров за пределы Евразийского экономического союза. Сумма покупки должна превышать 10 тыс. руб. Пилотный проект по внедрению в России системы tax free работает с прошлого года. Сначала система tax free действовала в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Сочи. Затем добавились города, где проходил чемпионат мира по футболу в 2018 г. Сейчас принято решение по Великому Новгороду. Планируется, что до конца года все регионы будут участвовать в этой программе без ограничений.

Более подробно см. здесь.

 

Самозанятые смогут отчислять взносы в ПФР через «Мой налог»

Плательщики налога на профессиональный доход при желании смогут делать взносы в ПФР через мобильное приложение. Об этом сообщил глава ФНС России Михаил Мишустин на выездной коллегии ведомства в Санкт-Петербурге.

Самозанятыми считаются граждане, которые работают «на себя» (не имеют работодателя), создают продукт или услугу самостоятельно, без посредников, и чей оборот составляет примерно от 2,4 млн руб. в год. Налог они платят по ставке 4 %, если оказывают услуги другим гражданам и по ставке 6 %, если работают с ИП и компаниями. В эти ставки включены взносы в систему ОМС. Взносы в ПФР самозанятые отчисляют в добровольном порядке. Чтобы упростить им эту задачу, в приложении «Мой налог» будет реализован соответствующий функционал, уточнил глава ФНС.

Более подробно см. здесь.

 

ЦБ понизил ключевую ставку до 7,5 %

Банк России после более чем годового перерыва вернулся к снижению ключевой ставки. Регулятор опустил ее на 0,25 п. п., до 7,5 % годовых. Банк России допустил еще одно снижение ставки на одном из ближайших заседаний, а также снова снизил прогноз по инфляции на 2019 г.

Следующее заседание совета директоров ЦБ по денежно-кредитной политике пройдет 26 июля.

Более подробно см. здесь.

 

Сведение в ЕГРН об отчуждении объекта будут вноситься с согласия собственника

Внесение в ЕГРН сведений об отчуждении объекта недвижимости с использованием электронных документов предлагается осуществлять только с предварительного согласия собственника – депутаты от «Единой России» 11 июня внесли в Госдуму соответствующий Проект Федерального закона № 728232-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает возможность электронной подачи документов на государственную регистрацию права на объект недвижимости на основании заявления, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Соответствующие действия можно осуществить через официальный сайт Росреестра либо через единый портал государственных или муниципальных услуг, предварительно получив электронную подпись в одном из аккредитованных Минкомсвязи России удостоверяющих центров.

Однако, как отмечают авторы законопроекта, в последнее время выявились новые мошеннические схемы завладения чужой недвижимостью - путем получения незаконного доступа к ключу проверки электронной подписи и последующей подачи в Росреестр соответствующего заявления от имени собственника в электронной форме. В этой связи законопроектом предлагается установить, что внесение в ЕГРН сведений об отчуждении объекта недвижимости, принадлежащего физическому лицу на праве собственности, путем подачи заявления в электронной форме таким физическим лицом или его представителем осуществляются только при наличии в ЕГРН специальной отметки о возможности такой формы. Данная отметка может быть проставлена только на основании личного заявления собственника объекта недвижимости (его законного представителя) или посредством почтового отправления (подлинность подписи заявителя при почтовом отправлении свидетельствуется в нотариальном порядке).

Более подробно см. здесь.

 

Концепция нового КоАП РФ получила одобрение в Правительстве

В Правительстве РФ получила одобрение разработанная Минюстом и Минэкономразвития Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Очевидная экстерриториальность отдельных правонарушений, особенно в области предпринимательской деятельности, требует определения действия КоАП в случае, если в результате совершения такого административного правонарушения за пределами территории РФ причинен вред охраняемым законодательством РФ общественным отношениям.

Предлагается закрепить определения вызывающих затруднения при квалификации таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные и малозначительные.

Помимо определенных в качестве субъектов административных правонарушений граждан, должностных лиц (и лиц, приравненных к должностным), а также юридических лиц, предлагается выделить в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей.

В целях сокращения числа граждан, привлекаемых к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, общим правилом должно стать назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств.

В новом КоАП предлагается выделить отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания.

Введение в действие нового КоАП и вступление в силу иных законодательных актов РФ в рассматриваемой сфере планируется с 1 января 2021 г.

Более подробно см. здесь.

 

Минфин против перехода с НДС на налог с оборота

20 мая Минфин подготовил письмо, в котором высказал отрицательное отношение к идее замены НДС налогом с оборота.

Так, в письме указывается о том, что взимание НДС производится с 1992 г. и соответствует международной практике. Кроме того, если базой для НДС служит лишь новая часть стоимости товара или услуги, сформировавшаяся на определенной стадии его происхождения, то налог с оборота накапливается на каждой ступени продвижения товара.

Также, по мнению Минфина, замена НДС новым налогом может привести к многократной накрутке обложения и в результате к резкому росту цен.

С текстом письма можно ознакомиться здесь.

 

В РФ уже зарегистрировалось 114 тыс. самозанятых

«С начала эксперимента в качестве плательщиков налога на профессиональный доход зарегистрировались более 114 тыс. человек. При этом количество сформированных чеков превысило 10 млн, а суммарный доход, полученный самозанятыми гражданами, составляет более 8,9 млрд руб.», - сообщил Михаил Мишустин.

Наиболее популярными видами деятельности самозанятых являются: перевозка пассажиров, сдача квартир в аренду, консультирование, репетиторство, программирование, маркетинг и реклама.

Михаил Мишустин также сообщил, что приложением «Мой налог» ежедневно пользуются более 16 тыс. человек. Его служба технической поддержки работает круглосуточно и обрабатывает более 70% поступающих обращений в течение часа. Приложение получило высокую оценку пользователей в App Store и Google Play - 4,1 звезды. 

Около 35% налогоплательщиков применяют программные продукты партнеров для передачи сведений в рамках режима НПД. К открытому API, разработанному ФНС России, уже подключились 11 организаций, в их числе Яндекс.Такси, Сбербанк России, Альфа-банк, Ак Барс Банк, Ситимобил, 1C и другие. Сейчас тестируется взаимодействие с еще 30 кредитными организациями и операторами электронных площадок. С помощью открытого API банки и операторы электронных площадок могут интегрировать функционал мобильного приложения «Мой налог» в свои приложения, что позволяет самозанятым гражданам применять налоговый режим, используя привычные программные продукты.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС разъяснила каким образом подтверждается статус «самозанятого»

05 июня ФНС в своем письме № СД-4-3/10848 разъяснила, что самозанятые могут документально подтвердить свой статус посредством формирования соответствующих документов в цифровом виде. Использовать для формирования этих документов можно сервис сайта ФНС РФ и приложение «Мой налог», а подписываются свежесформированные документы электронной подписью ФНС РФ. Образцы справок фискалы приводят в приложениях к письму.

 

Курортный сбор могут распространить на частный сектор

Российских граждан, сдающих жилье туристам, могут обязать уплачивать курортный сбор за каждого остановившегося постояльца. Об этом указал министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев.

Он отметил, что на сегодняшний день налог платят исключительно юрлица — гостиницы или хостелы. Таким образом, по его мнению, граждане, сдающие туристам внаем собственное жилье, оказываются «в необоснованно привилегированном положении».

Собственникам недвижимости предложат регистрироваться в качестве самозанятых для того, чтобы перечислять плату за постояльцев. Это, по словам министра, даст им гарантии соцзащиты и будет способствовать постепенному выходу этой сферы туристического бизнеса из тени.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС разрешила предоставлять информацию по требованиям в виде скан-образов

ФНС выпустила письмо с разъяснениями о том, в каком виде можно предоставлять затребованную налоговой инспекцией информацию (письмо ФНС РФ от 24.05.2019 № ЕД-4-2/9885@ «О возможности представления в налоговый орган информации по телекоммуникационным каналам связи в виде скан-образа текста»).

ФНС полагает возможным предоставлять по требованию налогового органа документы в виде скан-образов, даже если на них не стоит физическая подпись. Ведь при отправке таких документов по ТКС, передаваемый файл будет подписываться цифровой подписью главного бухгалтера. В этом случае будет отсутствовать необходимость подтверждения полномочий главного бухгалтера.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС разработала порядок оценки сведений, представляемых для перехода на налог/мониторинг

До 1 июля те организации, которые хотят перейти на налоговый мониторинг, должны подать соответствующее заявление по установленной форме (п. 1 ст. 105.27 Налогового кодекса). Вместе с заявлением предоставляются следующие документы: регламент информационного взаимодействия, информация об физлицах или организациях, доля участия которых в деятельности заявителя составляет не менее 25%, действующая учетная политика для целей налогообложения, а также внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации (п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

Для проверки сведений, содержащихся в вышеуказанном заявлении, а также в прилагаемых к нему документах ФНС РФ разработала специальный порядок (Письмо ФНС РФ от 07.05.2019 № ЕД-4-15/8603@). К Письму имеется ряд приложений, которые заполняются налоговой инспекцией и предоставляются в Управление камерального контроля ФНС РФ в срок не позднее 1 августа того года, в котором было представлено заявление.

Более подробно см. здесь.

 

Введены повышенные штрафы за экологические нарушения

17 июня Президент РФ подписал Федеральный закон № 141-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ», которым введены новые и увеличены уже действующие штрафы за нарушение порядка обращения с отходами.

Так, за нарушение порядка предоставления отчетности по экологическому сбору для организаций при неполном объеме поданной отчетности грозит штраф в виде двукратного размера сбора по каждой группе товаров и упаковки, но не мнее 250. тыс. руб. Непредставление отчета – уже от 70 до 150 тыс. руб. (ст.8.5.1 КоАП).

Неуплата экологического сбора наказывается штрафом в трехкратном размере неуплаченной суммы по каждой группе, но не менее для организаций - 500 тыс. руб., минимальный штраф для должностных лиц – 5 тыс. руб., для ИП - 250 тыс. руб. (ст.8.41.1 КоАП).

Пренебрежение санитарно-эпидемиологическими требованиями при обращении с отходами производства и потребления: минимальный штраф для юрлиц составит от 250 до 300 тыс. руб. Максимальный – от 900 тыс. до 1 млн. руб. (ст.6.35 КоАП).

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой – штраф для организаций от 100 тыс. руб. до 700 тыс. руб. (ст. 6.35 КоАП).

Несоблюдение правил охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потренциально опасных химических веществ, в т.ч. радиоактивных и иных веществ и микроорганизмов – штраф для организаций 400 тыс. руб. (ст.8.2.2 КоАП).

 

Минфин предложил перевести налоговые уведомления в электронную форму

Минфин для экономии бюджетных средств планирует сократить отправку гражданам налоговых уведомлений и требований об уплате налогов в бумажном виде.Законопроект уже готов и опубликован для общественного обсуждения на портале нормативно-правовых актов.

Поправки подразумевают, что налоговые документы граждане будут получать только в электронной форме через личный кабинет на сайте ФНС. Исключение предусмотрено для инвалидов, пенсионеров и жителей отдаленных районов. Остальным, чтобы иметь возможность по-прежнему получать уведомления в бумажном виде (заказным письмом по почте), придется писать заявление.

Налогоплательщики, которые не успели завести личный кабинет на сайте ФНС, с 1 июня 2020 г. будут получать вместе с письмами от налоговой службы регистрационные карты для упрощенного доступа к сервису. Сейчас регистрационную карту можно получить лишь при личном визите в налоговую. На новый порядок планируется перейти за шесть месяцев - к 31 декабря 2020 г.

Начиная с 2021 г., он, по расчетам Минфина, позволит экономить на почтовой рассылке не менее 45 миллионов налоговых уведомлений и требований об уплате налогов. Общий объем ежегодно высвобождаемых бюджетных средств за счет реализации таких изменений, по прогнозным расчетам, исходя из действующих в настоящее время почтовых тарифов, может составить 2,7 млрд руб.

Более подробно см. здесь.

 

Минфин вводит систему расчета эффективности региональных налог/льгот

Постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 № 796 утверждены общие требования к порядку и критериям оценки налоговых расходов субъектов РФ и муниципалитетов. Концепция Минфина в сфере контроля объемов и эффективности налоговых льгот, сформулированная в 2017 г., запускается по временной схеме. С 2020 г. уже в постоянном режиме предоставление неэффективных льгот, анализировать которые будут с привлечением ФНС, может стоить увлекающимся скидками регионам части федеральных субсидии.

Документ предполагает сведение с 2020 г. всех налоговых льгот, предоставляемых регионами и муниципалитетами, в единые реестры их налоговых расходов — с указанием общего объема таких льгот.

В реестрах льготы будут разделены по специализации на социальные (их 8%), стимулирующие (72%) и технические (20%), а также по направлениям — в рамках каких госпрограмм субъекта или их структурных элементов, на основании каких нормативных документов и кем они предоставляются. Необходимо указывать общие суммы предоставляемых регионом или муниципалитетом налоговых скидок и оценку эффективности их использования. Для этого управления ФНС должны будут предоставлять региональным и местным администрациям подробную детализацию (фискальные характеристики) налоговых расходов — выборку данных, демонстрирующих объем предоставленных льгот, количество получателей и объем налогов, задекларированных ими для уплаты в региональный или местный бюджет. Для стимулирующих налоговых льгот, кроме того, УФНС будут предоставлять ретроспективные данные за шесть предшествующих лет.

Оценка эффективности льгот проводится их кураторами (региональными и местными чиновниками, ответственными за их предоставление) по двум параметрам — соответствию целевому назначению и эффективности.

Более подробно см. здесь.

 

В НК РФ предлагаются поправки по национальной системе прослеживаемости товаров

 27 июня Минфин РФ разместил на официальном сайте проектов нормативно-правовых актов проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)».

Законопроект направлен на реализацию обязательств России по созданию национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренных проектом соглашения, одобренным распоряжением Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 74.

Согласно проекту, прослеживаемость товаров представляет собой организацию их учета и операций, связанных с их оборотом. Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, будет утверждаться Правительством РФ.

В отношении таких товаров устанавливается порядок формирования регистрационного номера партии товара (при реализации соответствующий номер необходимо будет включать в счет-фактуру или документ об отгрузке (лицами, не являющимися плательщиками НДС)).

Налогоплательщики будут обязаны в установленные сроки уведомлять налоговые органы о перемещении таких товаров и об их остатках через оператора электронного документооборота.

Прослеживаемость прекращается при исключении товаров из перечня, утвержденного Правительством РФ, а также в установленных случаях (например, реализация товара конечному потребителю для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, фактический вывоз товара с территории РФ, утилизация, утрата).

В случае возврата товара в торговый оборот прослеживаемость товара будет возобновлена.

Предполагается, что контроль за такими операциями будет осуществляться на основе налоговой декларации по НДС, отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и иных документов о деятельности налогоплательщика.

Более подробно см. здесь.

 

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

КС РФ вынес постановление по вопросам определения объекта налога

Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 06.06.2019 № 22-П «По делу о проверке конституционности положений подп. 3 п. 8 ст. 346.43, ст. 346.47 и п. 1 ст. 346.48 НК РФ, а также положений Закона Мурманской области «О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области» в связи с жалобой гражданина С.А. Глухова».

В нем КС признал ст. 1 Закона Мурманской области «О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области» и положения таблицы № 5 приложения к нему (в действующей редакции - таблица № 4) не соответствующими Конституции РФ. В данных нормах размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду предпринимательской деятельности «Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности» установлен в зависимости от количества обособленных объектов (площадей): при их количестве до 1 включительно размер потенциально возможного к получению годового дохода составляет 600 000 руб.; при количестве от 2 и более - 600 000 руб. в расчете на каждый обособленный объект (площадь), но не более 10 000 000 руб.

Правоприменительные органы исходили из необходимости определения обособленных объектов на основании заключенных налогоплательщиком договоров аренды. Соответственно, в случае сдачи в аренду здания или ряда помещений в одном здании на основании одного договора аренды это будет считаться одним обособленным объектом для целей налогообложения. Но если тот же ИП сдаст в аренду здание или ряд помещений в нем по отдельным договорам аренды, то налоговая нагрузка возрастет многократно при тех же самых характеристиках недвижимого имущества. В таком случае определение количества обособленных объектов исходя из количества заключенных договоров аренды - притом что площадь помещения, сдаваемого в аренду по этим договорам, может существенно различаться - приводит к тому, что размер налогового бремени может увеличиваться непропорционально полученному налогоплательщиком от данного вида деятельности доходу.

КС указал, что такая нормативная дифференциация размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода не позволяет однозначно установить, что рассматривается в качестве обособленного объекта, и это порождает вопрос о том, что является действительным объективным экономическим показателем конкретного объекта в рамках ПСН, который позволил бы определить справедливый и обоснованный размер налогового бремени для каждого ИП, сдающего помещения в аренду.

Более подробно см. здесь.

 

18 июня, как следует из информации, размещенной на сайте Конституционного Суда РФ, Суд принял и приступил к рассмотрению несколько жалоб, затрагивающих вопросы применения фискалитета:

  • Принята жалоба гр. Д.Н. Алганова на нарушение его конституционных прав положениями ст. 199 УК РФ (судья-докладчик А.И. Бойцов) (более подробно об этом деле можно прочитать здесь);
  • запрос АС Республики Карелия о проверке конституционности положений ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (судья-докладчик Н.С. Бондарь).

 

 

БУХУЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

 

Опубликован проект нового фед/стандарта Б/У «Бухгалтерская отчетность организации»

Минфин России разработал проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Бухгалтерская отчетность организации».

В проекте указано, что в Стандарте будет установлен состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. Кроме того, там будут образцы форм отчетности (обычной и упрощенной), а также состав приложений к балансу, отчету о финансовых результатах и отчету о целевом использовании средств.

Стандарт будет обязателен к применению юрлицами, доверительными управляющими, а также организациями – товарищами, ведущими общие дела и обеспечивающими обособленный учет операций по совместно осуществляемой деятельности. При этом указано, что при составлении последней бухгалтерской отчетности реорганизуемой или ликвидируемой организации применять Стандарт не нужно.

Более подробно см. здесь.

 

Определены сроки разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 - 2021 гг.

Приказом Минфина РФ от 05.06.2019 № 83н утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 - 2021 гг.

Программа содержит перечень наименований проектов стандартов, сроки представления уведомлений о разработке проектов стандартов, сроки представления проектов в Совет по стандартам бухгалтерского учета, предполагаемые даты вступления их в силу и перечень ответственных исполнителей.

Признан утратившим силу приказ Минфина РФ от 18.04.2018 г. N 83н, которым была утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 - 2020 гг.

Болееподробно см. здесь.

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

 

Заксобрание СО рассмотрит проект о налог/льготах по налогу на имущество

24 июня в Заксобрание СО был внесен законопроект ПЗ-2217 «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» и статью 1 Закона Свердловской области «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций».

Законопроектом предлагается:

  • установить возможность использования налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 0,9 процента организациями, осуществляющими перевозку пассажиров трамваями и (или) троллейбусами, удельный вес доходов которых от осуществления этого вида деятельности составляет в общей сумме их доходов не менее 50 процентов.

Законопроектом предлагается распространить указанное изменение на отношения по взиманию налога имущество организаций, возникшие с 01 января 2019 года.

  • освободить налогоплательщиков от обязанности предоставлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций
  • освободить от уплаты налога на имущество организаций организации в отношении объектов недвижимого имущества, объем капитальных вложений в строительство каждого из которых с 1 января 2019 года составил более одного миллиарда рублей, и переданных в пользование организациям, осуществляющим виды деятельности, входящие в подгруппу «Деятельность концертных залов, театров, оперных зданий, мюзик-холлов, включая услуги билетных касс», удельный вес доходов которых от осуществления данных видов деятельности составляет в общей сумме их доходов не менее 70 процентов.

Законопроектом предлагается, что указанные изменения вступят в силу с 01 января 2020 года.

 

 

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

 

Правительство внесло в ГД проект об отмене репатриации экспортной выручки

18 июня Правительство внесло в Госдуму законопроект об отмене репатриации рублевой выручки отечественными экспортерами. Документ был одобрен на заседании кабинета министров.

Поправками в том числе:

- предусматривается отмена с 1 января 2020 г. требования о репатриации резидентами валюты РФ в отношении несырьевого экспорта, а также поэтапная отмена требования о репатриации резидентами валюты РФ в отношении экспорта сырьевых товаров (нефть и нефтепродукты, газ природный, уголь, отходы и лом металлов, драгоценные камни и другое);

- предлагается разрешить переводы физлицами-резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в оплату переданных им товаров, выполненных для них работ, оказанных им услуг физическими лицами - резидентами, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юрлица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на счета таких физлиц, открытые в банках за рубежом;

- закрепляется право резидентов (за исключением отдельных категорий лиц) открывать без ограничений счета в иностранной валюте и валюте РФ не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ;

- предусматривается возможность зачисления без ограничений на счета физлиц-резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства - члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство осуществляет обмен финансовой информацией;

- отменяется требование о представлении физлицами-резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету, открытому в банках за пределами территории РФ, в государствах - членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией, при условии что общая сумма зачисленных (списанных) денежных средств на такой счет за отчетный год не превышает 600 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб.;

- агентам валютного контроля предоставляется право запрашивать и получать документы, подтверждающие право физлица-резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юрлица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства.

Более подробно см. здесь и здесь.