Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 8-2019

5.09.2019

 Группа компаний «Налоги и финансовое право» 

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 08-2019

(август)

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Президент РФ подписал ряд налоговых законов

… об уточнении порядка применения налог/льгот резидентам ТОР, безналоговой продаже квартир и др.

…уточняющий перечень осуществляемых банками и ВЭБ.РФ операций, освобождаемых от НДС

…об освобождении от налога на прибыль и НДС региональных операторов по ТКО

… об демпфирующем механизме при исчислении НДПИ

2 августа Президент РФ подписал несколько законов о налогах и о бизнесе:

… об изменении перечня продовольственных товаров, облагаемых НДС

… о налогообложении участников СПИК

… о снижении налога на добычу редких металлов

Минприроды предлагает провести фискально-экологическую реформу

Минфин разработал проект Основных направлений налог/политики на 2020-2022 гг.

В РФ готовится новый вид администрирования - «ответственный бизнес»

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 10 по 26 сентября 2019

В ГосДуму внесен законопроект о налогообложении получателей субсидий и участников РИП

В ГосДуму внесен законопроект об освобождении от НДФЛ доходов от продажи электроэнергии

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

СКЭС вынесена «мотивировка» по вопросу начисления пени при переплате по аванс/платежам

СКЭС ВС РФ в пользу налог/ка рассмотрено дело по исчислению НДС с субсидий на покрытие расходов

СКЭС направила на новое рассмотрение дело о расчете налога на прибыль при получении дивидендов

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

СовФед предлагает увеличить налого/вычет для многодетных на образование

Бизнес против отмены ЕНВД

Минкульт предложил увеличить налоговый вычет на покупку исторических усадеб

ФНС отреагировала на новую практику СКЭС ВС о квалификации «движимого» и недвижимого имущества

На сайте ФНС опубликованы наборы открытых данных компаний за 2018 г.

Срок давности привлечения к ад/ответственности за неподачу стат/отчетности увеличат до двух лет

Депутаты рассматривают вопрос об отмене совместительства

Субъекты МСБ смогут воспользоваться преимуществами налогового мониторинга

Минфин не ответил нал/плату на его вопросы о рисках «дробления бизнеса» (№ 03-02-07/1/9647)

Минэкономики планирует упростить процедуру банкротства физлиц

Россиян могут начать предупреждать об ограничении выезда из страны за долги

Банк России обновит правила наличных расчетов

Получить рассрочку по уплате налогов стало проще

Депутат предложил рассмотреть вопрос о снижении НДФЛ для многодетных матерей

Минфин предлагает установить в НК РФ переходный период для тех, кто теряет право на УСН

ФНС использовала данные эстонских налоговиков для взыскания недоимки

Минэк предлагает уточнить «приобретательную давность»

Малый бизнес сокращается

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

КС РФ разъяснил условия освобождения энергоэффективных объектов от налогов

НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ

Утверждена форма уведомления об участии в иностранной организации

Обновлены форма и формат уведомления об участии в иностранных организациях

ФНС высказалась по поводу «фактического права на доход» в отношении холдингов

Налогоплательщик обязан уведомить о КИК, даже при убытках

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

Президент подписал закон о снятии ряда ограничений на проведение валютных операций

Непростые упрощения валютного контроля (аналитика от «НФН»)

НАЛОГИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В Свердловской области введены новые налог/льготы по налогу на имущество организаций

В Екатеринбурге будет создано «уральское Сколково»

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

 

Президент РФ подписал ряд налоговых законов

26 июля Президент РФ подписал следующие законы:

… об уточнении порядка применения налог/льгот резидентам ТОР, безналоговой продаже квартир и др.

Федеральным законом из расчёта доходов, полученных от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности налогоплательщиками – резидентами ТОР либо СП Владивосток, а также из расчёта их первой прибыли исключаются доходы в виде положительных курсовых разниц.

Уточняется перечень документов, необходимых для подтверждения права на освобождение от НДС безвозмездных операций в рамках благотворительной деятельности.

В перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, включаются доходы в виде суммы задолженности перед кредитором, от исполнения требований по уплате которой налогоплательщик освобождается при прекращении соответствующего обязательства в связи с признанием такой задолженности безнадёжной к взысканию.

Устанавливается 3-летний предельный срок владения единственным жильем, по истечении которого доход, полученный налогоплательщиком от его продажи, освобождается от НДФЛ.

Уточняется порядок применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль в отношении расходов, связанных с созданием объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

В отношении доходов, получаемых музеями, театрами и библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ и муниципальные образования, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций 0 %.

 

…уточняющий перечень осуществляемых банками и ВЭБ.РФ операций, освобождаемых от НДС

  • Федеральный закон от 26.07.2019 № 212-ФЗ«О внесении изменений в статью 149 части второй НК РФ и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ», которым уточняется перечень осуществляемых банками и государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» операций, освобождаемых от обложения НДС.

  • Федеральный закон от 26.07.2019 № 211-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй НК РФ (об отдельных вопросах налогообложения)».

 

…об освобождении от налога на прибыль и НДС региональных операторов по ТКО

Федеральным законом освобождаются от НДС операции по реализации услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с такими отходами.

Для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО, законами субъектов РФ может устанавливаться налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, в размере 0 %.

 

… об демпфирующем механизме при исчислении НДПИ

  • Федеральный закон от 30.07.2019 №255-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ», которым предусматривается корректировка действующего механизма, обеспечивающего стабилизацию цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке, а также устанавливаются меры, направленные на выравнивание цен на авиационный керосин, приобретаемый эксплуатантами воздушных судов.

Уточняется перечень подакцизных товаров, относящихся к средним дистиллятам.

Кроме того, в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включаются доходы агента, полученные при осуществлении им функций в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства».

 

2 августа Президент РФ подписал несколько законов о налогах и о бизнесе:

… об изменении перечня продовольственных товаров, облагаемых НДС

2 августа Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон № 268-ФЗ «О внесении изменений в ст. 164 части второй НК РФ»,

Федеральным законом в перечень продовольственных товаров, облагаемых НДС при их реализации по налоговой ставке 10 %, включаются фрукты и ягоды (в том числе виноград).

Федеральным законом также уточняется, что масло пальмовое не относится к продовольственным товарам, операции по реализации которых облагаются названным налогом по указанной налоговой ставке.

 

… о налогообложении участников СПИК

2 августа Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон № 269-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ»,

Федеральный закон направлен на совершенствование положений НК РФ, определяющих режим налогообложения налогоплательщиков – участников специальных инвестиционных контрактов, в связи с изменениями, предусмотренными Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в РФ» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов».

В частности, для налогоплательщиков – участников специальных инвестиционных контрактов налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 %.

 

… о снижении налога на добычу редких металлов

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 284-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в главы 23 и 26 части второй НК РФ».

Федеральным законом снижается ставка НДПИ, применяемая при добыче редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах, и руд редких металлов, образующих собственные месторождения, с 8 % до 4,8 %.

Федеральным законом также устанавливается порядок определения и применения коэффициента, характеризующего особенности добычи редких металлов (Крм), который принимается равным 0,1 при добыче названных руд редких металлов и применяется до истечения 120 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором впервые появились основания для определения налоговой базы по НДПИ.

 

Минприроды предлагает провести фискально-экологическую реформу

Как пишет газета «КоммерсантЪ», вице-премьер Алексей Гордеев поручил Минфину, Минпромторгу и Минэкономики рассмотреть идеи Минприроды по повышению эффективности механизма расширения ответственности производителя (утилизация товаров и упаковки или уплата экосбора). Речь идет, в частности, об увеличении нормативов утилизации до 100 %, говорится в письме министерства в правительство.

Сейчас тару, бумагу, шины, одежду, электронику и другие товары нужно утилизировать на 5-35 % от реализации или платить экосбор. В 2018 году за счет него получено лишь 2.2 млрд руб., но теперь Минприроды рассчитывает увеличить доходы до 136 млрд. руб. Заплатят в первую очедерь потребители, рос цен для которых может составить 1-2 % участники рынка считают, что резко поднять утилизацию до 100 % невозможно, причем решение окажет давление в первую очередь на тех, кто уже и так выполняет нормативы.

Более подробно см. здесь.

Комментарий от «НФП»: Таким образом, можно предположить, что несмотря на обещания высоких должностных лиц страны о неповышении налогов на ближайшие 6 лет, тем не менее, фискальное бремя будем повышаться. Однако это будет происходить не за счет именно «налоговых» отчислений, а за счет «неналоговых» платежей, тем более, что их статус до сих пор четко не определен, в связи с непринятием закона о «неналоговых платежах» (не принимается с 2015 года).

Эта фискально-экологическая реформа ляжет на плечи бизнеса, что в свою очередь вновь резко сократит эффективность частной экономической активности, что сильно сократить возможности экономических субъектов к инвестированию и к повышению оплаты труда.

Очень надеемся, что подобные «поручения» являются всего лишь какими-то бюрократическими мероприятиями в межведомственной работе и что в конечном итоге, никаких реальных решений по этому поводу принято не будет.

 

Минфин разработал проект Основных направлений налог/политики на 2020-2022 гг.

Как пишет газета «Ведомости», в их распоряжение попала копия разработанных Минфином РФ Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 гг.

Из документа следует, что ближайшие три года налоговая политика России меняться не будет, налоги должны быть зафиксированы минимум на шесть лет, чтобы стимулировать бизнес инвестировать. Однако изменений, которые могут привести к росту налоговой нагрузки, уже достаточно. Ключевое из них – унификация налоговых региональных льгот. В 2019 г. Минфин рассчитывает разработать и утвердить методику их ежегодной оценки. Если льгота будет признана неэффективной, сумма федеральной помощи региону может сократиться на уровень таких налоговых расходов региона.

Также Минфин предлагает отказать регионам в праве выбирать, для каких объектов недвижимости налогооблагаемая база может рассчитываться от балансовой, а не кадастровой стоимости. И рассчитывать налог для всей недвижимости по кадастру.

Еще один риск – включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Минфин по-прежнему планирует отдать шесть из них (плату за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный, туристический и экологический сборы, сбор за пользование автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, налог на доходы операторов сети связи общего пользования) под контроль налоговиков, что ужесточит администрирование налога и увеличит их собираемость.

За 2012–2017 гг. налоговая нагрузка не опускалась ниже 28,5% ВВП (при расчете Минфин учитывает все налоги и сборы, таможенные пошлины, страховые взносы и прочие обязательные платежи). Но в 2018 г. она выросла на 2,45 п. п. и превысила 32,7%. Минфин объясняет такой рост увеличением курса валют и коэффициента в формуле расчета ставки НДПИ при добыче нефти.

Более подробно см.здесь.

 

В РФ готовится новый вид администрирования - «ответственный бизнес»

Национальный план по внедрению стандартов «ответственного бизнеса» готовит Минэкономразвития совместно с Всероссийской академией внешней торговли (ВАВТ).

Ответственный бизнес наряду с извлечением прибыли заботится об окружающей среде и правах трудящихся, платит налоги и не занимается коррупцией. Но не все российские компании понимают, на что ориентироваться, если они решили стать ответственными, говорит руководитель разработки программы для Минэкономразвития, старший научный сотрудник ВАВТ Антонина Левашенко. Готовый план с пошаговой инструкцией по внедрению стандартов должен им помочь, рассчитывает она.

Стандарты, в основу которых ляжет опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), будут предложены всем российским компаниям. Они будут включать требования к нефинансовой отчетности, к рациональному использованию природных ресурсов, защите прав человека. Для топливно-энергетического комплекса, металлургии, химического производства и сельского хозяйства введут дополнительные отраслевые стандарты. Также такие требования коснутся компаний, участвующих в госзакупках и получении государственного финансирования. Для бизнеса это непрофильная нагрузка, поэтому пока в России она будет рекомендательной.

Подробнее см. здесь.

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

 

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 10 по 26 сентября 2019

На пленарном заседании 25 июля утвержден проект постановления ГосДумы № 757161-7 "О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 10 по 26 сентября 2019 года", согласно которому в сентябре будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:

  • О проекте федерального закона № 682417-7 "О внесении изменений в часть II НК РФ" (в части платежей, осуществляемых лицами, ведущими садоводство или огородничество) (принят в 1 чтении 15.05.19);
  • О проекте федерального закона № 692202-7 "О внесении изменения в ст. 217 части II НК РФ" (в части освобождения от НДФЛ сумм материальной помощи студентам) (принят в 1 чтении 27.06.19);
  • О проекте федерального закона № 711844-7 "О внесении изменения в ст. 33319 НК РФ в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях" (рассмотрен Советом ГД 27.05.19);
  • О проекте федерального закона № 749021-7 "О внесении изменения в ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" (об освобождении от вывозных таможенных пошлин нефти, вывозимой и иными лицами) (рассмотрен Советом ГД 15.07.19);
  • О проекте федерального закона № 720839-7 "О внесении изменений в НК Р Ф и ст. 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики) (принят в 1 чтении 10.07.19);
  • О проекте федерального закона № 750011-7 "О внесении изменений в НК РФ" (в части совершенствования налогового контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) (принят в 1 чтении 17.07.19);
  • О проекте федерального закона № 327296-7 "О внесении изменений в ст. 741 НК РФ" (о банковских гарантиях, выдаваемых банками, в отношении которых утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства) (принят в 1 чтении 09.02.18)
  • О проекте федерального закона № 466325-7 "О внесении изменений в часть II НК РФ" (в части освобождения от уплаты земельного налога отдельных категорий налогоплательщиков) (рассмотрен Советом ГД 23.05.18, 09.01.19)

 

В ГосДуму внесен законопроект о налогообложении получателей субсидий и участников РИП

9 августа Магаданская областная Дума внесла в ГосДуму законопроект № 772738-7 «О внесении изменений в ст.ст. 265, 284-3 и 284-3-1 части второй НК РФ».

Согласно законопроекту в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.

Кроме того, законопроектом предлагается уточнить состав доходов, не учитываемых участниками регионального инвестиционного проекта при расчете доли доходов от реализации товаров, произведенных в результате РИП в порядке п. 1 ст. 284.3 и п. 1 ст. 284.3-1 НК РФ. В частности, в дополнение к доходу в виде положительных курсовых разниц предлагается также не учитывать внереализационный доход в виде субсидий, указанных в п. 41 ст. 271 НК РФ.

 

В ГосДуму внесен законопроект об освобождении от НДФЛ доходов от продажи электроэнергии

23 августа Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 782128-7«О внесении изменения в ст. 217 НК РФ».

Законопроект освобождает от обложения НДФЛ доходы от продажи электрической энергии, произведенной на принадлежащих налогоплательщикам объектах микрогенерации.

Согласно проекту федерального закона № 581324-7, внесенному в ГосДуму Правительством РФ, под объектом микрогенерации понимается принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электроэнергии объект по производству электроэнергии, функционирующий в том числе на основании использования возобновляемых источников энергии, установленная генерирующая мощность которого не превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств такого потребителя и составляет не более 15 кВт включительно и который используется указанным потребителем для производства электроэнергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.

Указанная норма в части освобождения доходов, полученных налогоплательщиками от продажи электроэнергии, применяется до 1 января 2029 г.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

СКЭС вынесена «мотивировка» по вопросу начисления пени при переплате по аванс/платежам

24 июля Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о правомерности начисления декларанту пени в ситуации, когда на дату возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин у общества имелась переплата по авансовым платежам. Дело рассмотрено в пользу декларанта (Определение ВС РФ от 25.08.2019 № 305-ЭС19-7439 по делу № А40-188022/2017).

Фабула дела: при ввозе товара на таможенную территорию РФ общество задекларировало его, присвоив соответствующий классификационный код. По результатам ведомственного контроля Центральная энергетическая таможня отменила решения таможенного поста, что повлекло увеличение ставок вывозных таможенных пошлин и подлежащих уплате сумм таможенных платежей. В адрес общества выставлено требование об уплате пени на общую сумму 29 389 322 руб. 94 коп.

При этом на дату возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин у общества имелась переплата по авансовым платежам на счетах Федерального казначейства, превышающая размер подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин.

Арбитражные суды I инстанции и АС МО признали требование таможенного органа законным исходя из того, что наличие переплаты по авансовым платежам не может рассматриваться в качестве факта исполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей. Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего данные авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу, либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в порядке, установленном ТК ТС.

СКЭС ВС РФ отменила решения судов I инстанции и АС МО, оставив в силе постановление суда апелляционной инстанции. Экономколлегия указала, что авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей уплачиваются с присвоением им соответствующего кода бюджетной классификации и учитываются как отдельный вид доходов федерального бюджета с момента их поступления на счета Федерального казначейства. То обстоятельство, что идентификация авансовых платежей применительно к исполнению обязанности по уплате конкретных таможенных платежей производится после поступления соответствующего распоряжения об использовании авансовых платежей со стороны плательщика или по инициативе таможенного органа, не означает, что до момента распоряжения авансовыми платежами соответствующие денежные средства не находились в казне и не использовались государством при кассовом исполнении федерального бюджета.

В этой связи СКЭС ВС РФ признала правильным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для начисления обществу пеней, поскольку на момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей в федеральном бюджете находились авансовые платежи, поступившие от заявителя, превышающие по своему размеру величину произведенных обществу доначислений, то есть состояние расчетов свидетельствовало об отсутствии потерь бюджета.

 

СКЭС ВС РФ в пользу налог/ка рассмотрено дело по исчислению НДС с субсидий на покрытие расходов

31 июля Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос обложения НДС субсидий на покрытие расходов по содержанию имущества, находящегося у налогоплательщика в хозяйственном ведении. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 01.08.2019 № 301-ЭС19-7881 по делу № А29-6014/2018).

Фабула дела:Налогоплательщик является коммерческой организацией. В целях финансовой поддержки деятельности предприятия между ним и Администрацией муниципального образования заключены соглашения о предоставлении предприятию субсидий на частичное возмещение затрат на содержание объектов внешнего благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении предприятия.

По результатам налоговой проверки проверяющие пришли к выводу о занижении предприятием налоговой базы по НДС на сумму денежных средств, полученных из бюджета в виде субсидий.

Суды трех инстанций отказали предприятию в удовлетворении требований. Они исходили из того, что спорные денежные средства получены предприятием в качестве оплаты за выполненные работы (оказанные услуги) для нужд муниципального образования и являются его выручкой от реализации и, соответственно, - объектом обложения НДС. Кроме того, цены на указанные работы не относятся к государственным регулируемым ценам, поэтому не подлежат освобождению от налогообложения на основании п. 2 ст. 154 НК РФ.

СКЭС ВС РФ отменила судебные акты нижестоящих судов и удовлетворила требования налогоплательщика. Экономколлегия отметила, что субсидии предоставлялись предприятию не в силу его вступления в гражданско-правовые отношения с Администрацией и не по согласованной между ними цене, подлежавшей безусловной уплате, а по основаниям, предусмотренным бюджетным законодательством –на основании правового акта муниципального образования о предоставлении субсидии, в пределах выделенного на эти цели бюджетного финансирования. Следовательно, несмотря на то, что упоминание о выполнении предприятием работ и оказании услуг имеется в соглашении о предоставлении субсидий, деятельность предприятия не отвечала определению понятия реализации услуг и работ, приведенному в п. 1 ст. 39 НК РФ.

 

СКЭС направила на новое рассмотрение дело о расчете налога на прибыль при получении дивидендов

21 августа Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о порядке расчета налога на прибыль организацией, которая помимо дохода от основной деятельности получает пассивный доход в виде дивидендов. Дело направлено на новое рассмотрение (дело № А47-9881/2017).

Фабула дела: налогоплательщик учел в составе расходов затраты по договору с Управляющей компанией, которая, помимо прочего, оказывала услуги, непосредственно связанные с производственно-хозяйственной деятельностью дочерних организаций. Также на расходах были учтены затраты по филиалу, который осуществлял деятельность, связанную с выполнением управленческих функций в отношении налогоплательщика и его дочерних организаций.

В проверяемом периоде налогоплательщик получал доходы от доверительного управления, облагаемые по ставке 20 %, а также дивиденды от своих дочерних организаций (ставка 0 %). Доля доходов, облагаемых по ставке 0 %, составила 12,2 % в общей сумме полученных доходов, в связи с чем налоговый орган счел, что на основании п. 2 ст. 274 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов.

По результатам налоговой проверки налоговый орган исключил часть расходов по причине отсутствия ведения налогоплательщиком раздельного учета. Применив для определения налоговых обязательств расчетный метод, налоговый орган определил размер расходов пропорционально доле дохода, полученного от конкретного вида деятельности в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Арбитражные суды пришли к выводу о правомерном применении налоговым органом расчетного метода. При этом суды исходили из того, что налогоплательщик необоснованно включил в состав расходов, уменьшающих доходы от деятельности ? облагаемой по ставке 20 %, затраты на приобретение услуг Управляющей компании, а также расходы по содержанию филиала, что привело к занижению налога на прибыль организаций. По мнению судов, данные расходы не участвовали в формировании прибыли и были направлены исключительно на повышение эффективности и доходности дочерних компаний.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов в части и направила дело на новое рассмотрение. Пока готова лишь резолютивная часть определения ВС РФ, при изготовлении мотивировочной части нами оперативно будет размещена соответствующая информация.

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

СовФед предлагает увеличить налого/вычет для многодетных на образование

Глава экономического комитета Совета Федерации Андрей Кутепов предлагает вдвое увеличить предельный размер социального налогового вычета для многодетных семей на образование вне зависимости от их статуса. Вычет может составить до 100 тыс. руб. в случае оплаты родителями очной формы обучения своих детей в возрасте до 24 лет.

Более подробно см. здесь.

 

Бизнес против отмены ЕНВД

Эксперты и представители общественных организаций и бизнес-объединений по всей России обсуждают вопрос необходимости сохранения применения системы ЕНВД после 1 января 2021 г.

Данный вопрос активно обсуждается экспертами, в том числе на «круглых столах» региональных бизнес-омбудсменов, имея целью обратиться к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титову с просьбой выступить с законодательной инициативой, представив на рассмотрение проект федерального закона «О признании утратившей силу части 8 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», что позволит продлить применение положений главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ.

Более подробно см. здесь.

 

Минкульт предложил увеличить налоговый вычет на покупку исторических усадеб

Министерство культуры РФ в целях сохранения объектов культурного наследия предлагает увеличить налоговый вычет на покупку исторических усадеб для реставрации с 2 миллионов руб. до 4 миллионов руб. Ранее министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что к сохранению объектов культурного наследия необходимо привлекать частный сектор, чтобы бесхозные памятники культуры приватизировались.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС отреагировала на новую практику СКЭС ВС о квалификации «движимого» и недвижимого имущества

В Письме ФНС от 30.07.2019 № БС-4-21/14997 «Об отнесении объектов основных средств к движимому или недвижимому имуществу» налоговая служба привела критерии для квалификации объекта имущества в качестве недвижимости:

- наличие записи об объекте в Едином государственном реестре недвижимости;

- при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, в т.ч. наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости, разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках.

Дополнительно в ходе налоговой проверки налоговыми органами (при наличии предусмотренных НК РФоснований) могут проводиться осмотры, назначаться экспертизы, привлекаться специалисты, потребоваться документы (информация).

Также ФНС сочла необходимым учитывать по данному вопросу сложившуюся судебную практику, в т.ч. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11.12.2018 № 305-КГ18-20539 по делу № А40-176218/2017, от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018.

 

На сайте ФНС опубликованы наборы открытых данных компаний за 2018 г.

На сайте ФНС РФ размещены наборы открытых данных за 2018 год о среднесписочной численности работников компанийспециальных налоговых режимах, применяемых ими, а также об их участии в консолидированной группе налогоплательщиков. Информация из последних двух наборов также добавлена в сервис «Прозрачный бизнес».

Впервые эти сведения были размещены 1 августа 2018 г. в соответствии с п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса РФ в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 29 декабря 2016 года № ММВ-7-14/729@. За это время к ним обратилось более 262 тысяч пользователей. Организации активно используют эту информацию в своих справочных и аналитических системах, а также в сервисах. Она помогает им выбирать надежных партнеров для успешной деятельности.

Более подробно см. здесь.

 

Срок давности привлечения к ад/ответственности за неподачу стат/отчетности увеличат до двух лет

Минэкономразвития РФ предложил внести изменения в КоАП к части увеличения срока давности для административных нарушений законодательства об официальном статистическом учете.

В настоящее время рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности за непредоставление в установленном порядке или предоставление позже срока статотчетности осуществляется Росстатом и его территориальными органами в срок до двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5, ст. 23.53 КоАП РФ).

В течении этого времени должен быть проведен весь комплекс процессуальных действий, связанных с осуществлением административного производства. Поскольку правонарушения могут быть выявлены не только Росстатом, но и другими субъектами официального статучета, то, как поясняет законодатель, этого времени часто не хватает для получения всех недостающих материалов и информации, необходимых для возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении. К тому же некоторые формы федерального статнаблюдения предоставляются только раз в год, то при их повторной несдаче или нарушении срока их предоставления у Росстата нет возможности привлечь к административной ответственности за повторное правонарушение, предусмотренной ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ.

В связи с этим срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства об официальном статистическом учёте предложено увеличить до двух лет.

Более подробно см. здесь.

 

Депутаты рассматривают вопрос об отмене совместительства

«Парламентская газета» публикует интервью депутата, который в настоящее время разрабатывает законопроект, запрещающий работу на нескольких должностях одновременно. Автор инициативы считает, что такой запрет направлен исключительно на благо граждан, ведь, будучи занятыми на двух-трех работах, россияне не успевают отдохнуть, из-за чего снижаются работоспособность и производительность. Кроме того, гражданам, по мнению законотворца, в этот период невыгодно болеть. Помимо всего прочего, запрет совместительства освободит рабочие места для тех, кому устроиться на работу не удается.

Пока законопроект официально не обнародован.

 

Субъекты МСБ смогут воспользоваться преимуществами налогового мониторинга

Сейчас подключиться к налоговому мониторингу могут компании, годовой оборот которых превышает три миллиарда рублей, а сумма ежегодно уплачиваемых налогов - 300 миллионов. Смягчение этих требований обсуждают Минфин и ФНС. Согласно последним сведениям, планку могут понизить до двух миллиардов и 200 миллионов рублей соответственно.

Причем два миллиарда рублей - это граница, отделяющая крупный бизнес от среднего. Малыми же считаются компании с оборотом до 800 миллионов рублей. По мнению ряда экспертов, субъектам МСП тоже следуют предоставить доступ к налоговому мониторингу. Особенно это актуально в свете продления так называемых надзорных каникул в отношении малых и средних предприятий до конца 2021-го.

В целом по стране действующий оборотный и налоговый порог могут перешагнуть чуть более 1,8 тысячи компаний.

Как показала практика, трудозатраты хозяйствующих субъектов на сопровождение инспекций благодаря налоговому мониторингу сокращаются более чем на треть, а сроки налогового контроля - в четыре раза. Однако финансовые "входные барьеры" стоят даже перед крупным бизнесом. Сейчас дистанционным инструментом взаимодействия с налоговиками пользуются всего 44 компании из 1,8 тысячи. Это крупнейшие российские холдинги, которые обеспечивают более 12 процентов всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Как полагают эксперты, если государство заинтересовано в расширении системы налогового мониторинга, необходимы какие-то субсидии малым и средним предприятиям на установку программного обеспечения, подготовку сотрудников. Пока же этот механизм, если говорить о субъектах МСП, может заинтересовать разве что инновационные компании. В том числе те, которые сами занимаются разработкой программного обеспечения.

Более подробно см. здесь.

 

Минфин не ответил нал/плату на его вопросы о рисках «дробления бизнеса» (№ 03-02-07/1/9647)

Налогоплательщик официально обратился в Минфин с письмом, в котором просил разъяснить ему возможные налоговые риски при изменении схемы размещения его розничной сети путем создания в других регионах новых юридических лиц. Планировалось, что эти новые юрилица будут работать на УСН. Но налогоплательщик опасался, что в дальнейшем его «реформа» будет признана «дроблением бизнеса». Эти опасения и стали поводом для издания Минфином своего письма (письмо Минфина РФ от 15.02.2019 № 03-02-07/1/9647).

Однако по существу финансовое ведомство так и не ответило, указав, что вывод о применении налогоплательщиком схемы "дробления бизнеса" может быть сделан при наличии доказательств, которые в совокупности и взаимосвязи будут однозначно свидетельствовать о совершении проверяемым налогоплательщиком совместно с подконтрольными ему лицами виновных, умышленных согласованных действий, направленных не столько на разделение бизнеса самого по себе, что признается оптимизацией предпринимательской деятельности, сколько на получение в результате применения такой схемы необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения соответствующей налоговой обязанности или уклонения от ее исполнения.

Иными словами, только налоговая проверка может показать, имеет место дробление бизнеса или нет.

 

Минэкономики планирует упростить процедуру банкротства физлиц

Министр экономического развития России Максим Орешкин заявил о подготовке программы поддержки заемщиков-физлиц, «попавших в трудную жизненную ситуацию и не имеющих возможности погашать задолженность». Проще говоря - безнадежных банкротов.

Судя по словам министра, в основу будущей программы будет положено упрощение самой процедуры банкротства, а также некоторые послабления для уже разорившихся должников. Например, для тех людей, у которых доход, который остается после платежа по кредиту, опускается ниже определенного уровня - одного или двух прожиточных минимумов.

Проект документа создается в недрах самого министерства, без участия других ведомств. По словам М. Орешкина, он еще не обсуждал эту идею даже с Центробанком, поскольку там «будут не согласны, так как это очень невыгодно банкам». Но министр намерен действовать скорее в интересах должников, чем кредиторов.

Более подробно см. здесь.

 

Россиян могут начать предупреждать об ограничении выезда из страны за долги

 Правительство внесло в Госдуму поправки к закону «Об исполнительном производстве». Если они будут приняты, с 2020 года приставы получат возможность извещать должников об ограничении выезда за рубеж с помощью СМС.

Также извещение можно будет получить через личный кабинет на портале госуслуг.

Организациям и индивидуальным предпринимателям извещения также могут приходить на адреса электронной почты, указанные в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Более подробно см. здесь.

 

Банк России обновит правила наличных расчетов

Банк России разработал проект нового Указания о наличных расчетах взамен Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У. Лимит расчетов между собой для юрлиц и ИП останется прежним – 100 тыс. руб. по одному договору. Также не изменятся направления и правила расходования наличной выручки (проект Указания Банка России «О правилах наличных расчетов»).

Основные нововведения касаются участников микрофинансового рынка. Им разрешат расходовать возвращаемые в их кассы займы и уплаченные проценты по ним на операции по выдаче и возврату займов, уплату процентов по ним в пределах лимитов по каждому договору займа, а также дневного лимита объема наличных расчетов.

Более подробно см. здесь.

 

Получить рассрочку по уплате налогов стало проще

Упрощен порядок получения рассрочки по уплате налогов. Вступила в силу новая Методика, по которой оценивается финансовое положение должника. Она утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 26.06.2019 № 382.

Теперь налогоплательщики и налоговые органы могут использовать для анализа промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за три и более месяцев, а не только годовую, как это было раньше. Также для расчета не надо будет использовать показатель чистой прибыли.

Это поможет оценить актуальное финансовое состояние должника. Налогоплательщики, испытывающие временные финансовые трудности, смогут стабилизировать свою деятельность и уплатить налоги по согласованному графику.

Более подробно см. здесь.

 

Депутат предложил рассмотреть вопрос о снижении НДФЛ для многодетных матерей

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Виктор Зубарев предложил первому вице-премьеру, главе Минфина Антону Силуанову рассмотреть возможность снижения ставки НДФЛ для многодетных матерей.

По его словам, было бы справедливо снизить ставку с 13 до 4 %. Кроме того, мерой поддержки может стать повышение стандартного налогового вычета.

Депутат призвал провести эксперимент в регионах, где многодетные семьи находятся в зоне риска, в том числе в Хакасии, Курганской области и Забайкальском крае.

Более подробно см.здесь.

 

Минфин предлагает установить в НК РФ переходный период для тех, кто теряет право на УСН

На сайте проектов нормативно-правовых актов размещен разработанный Минфином РФ Проект Федерального закона «О внесении изменений в главу 26.2 части второй НК РФ (в части реализации отдельных положений национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»)».

Переходным периодом при утрате права на применение УСН смогут воспользоваться налогоплательщики, у которых по итогам отчетного налогового периода не соблюдены условия применения данного налогового режима:

- доходы превысили 150 млн руб., но не более чем на 50 млн руб., 

- и (или) средняя численность работников превысила 100 человек, но не более чем на 30 человек.

 В течение переходного периода налогоплательщик применяет УСН с учетом установленных особенностей.

В частности, налоговая ставка для налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов, увеличивается с 6 до 8 %, а для налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения является «доходы минус расходы», - с 15 до 20 %.

Налогоплательщик утратит право на применение УСН, если его доходы превысят 200 млн руб. или средняя численность работников превысит установленное ограничение более чем на 30 человек.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС использовала данные эстонских налоговиков для взыскания недоимки

Налоговая инспекция установила, что компания через кипрского владельца перечисляла доход в аффилированные эстонские компании. То есть создавались лишь формальные условия для получения льготной налоговой ставки в 5%, которую гарантирует соглашение между Россией и Кипром об избежании двойного налогообложения. Для установления этих фактов ФНС запросила данные Налогового и таможенного совета Эстонии. ФНС приняла решение о взыскании с налогоплательщика почти 75 млн руб. налогов, включая пени и штрафы

В ответ на это налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Ивановской области с требованием отменить решение ФНС о доначислении налогов (дело № А17-11142/2018). Истец счел недопустимым использование налоговой службой выписки в качестве доказательства. Он утверждал, что такие действия нарушают положения Страсбургской конвенции, согласно которой налоговые органы России могли запрашивать информацию у эстонских коллег лишь за период с 1 января 2016 г., тогда как предоставленные Эстонией данные касались 2014–2015 гг. и на тот момент представляли собой налоговую тайну.

Налоговая инспекция заявила, что страны-участники конвенции могут договариваться о ее толковании и по вопросам обмена информацией, которая относится к периодам до вступления конвенции в силу для этих государств. Таким образом, Россия и Эстония обмениваются этими сведениями по взаимному согласию. В результате суд поддержал доводы ФНС.

Более подробно см.здесь.

 

Минэк предлагает уточнить «приобретательную давность»

Минэкономразвития РФ разработало Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ в части совершенствования порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности на недвижимое имущество».

Согласно проекту, право собственности на основании приобретательной давности возникает вне зависимости от предварительного признания недвижимого имущества бесхозным.

Для приобретения права собственности на линейные сооружения, являющиеся опасными производственными объектами и (или) необходимыми для оказания услуг населению, срок приобретательной давности предлагается установить в семь лет.

Также конкретизируется, что течение срока приобретательной давности на недвижимые вещи, права на которые не зарегистрированы за гражданами или юридическими лицами, начинается со дня начала владения ими.

Собственникам или иным законным владельцам земельных участков предлагается запретить возражать против установления сервитута в пользу лица, фактически осуществляющего ограниченное пользование чужим земельным участком в связи с фактическим владением таким лицом размещенным на данном земельном участке линейным объектом, на протяжении семи и более лет.

Более подробно см.здесь.

 

Малый бизнес сокращается

За последний год число малых и средних предприятий сократилось на 4%, до 5,7 млн, а количество занятых в этом секторе - на 5%, до 15,2 млн человек, говорится в исследовании «Опоры России» на основе данных ФНС России. Такая динамика наблюдается впервые с 2016 г. Сокращение численности небольших компаний и их сотрудников связано с повышением НДС, снижением спроса, вялым деловым климатом и слабой доступностью финансирования.

Более подробно см. здесь.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

КС РФ разъяснил условия освобождения энергоэффективных объектов от налогов

Объекты недвижимости высокого класса энергоэффективности освобождаются от налогообложения. Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что данная льгота не распространяется на нежилые здания, строения и сооружения (Определение КС РФ от 2 июля 2019 г. № 1832-О).

Ранее Верховный Суд Российской Федерации указал, что энергетический паспорт торгового центра не является основанием для применения льготы по налогу на имущество. Класс энергоэффективности определяется только в отношении многоквартирных домов и товаров (оборудования или иного движимого имущества). Налоговая льгота не предназначена для объектов коммерческого назначения.

Кроме того, она применяется только к тем объектам, для которых класс энергоэффективности может быть определен в соответствии с действующими нормативными актами (Информация ФНС РФ от 31.07.2019).

Более подробно см. здесь.

 

Комментарий от «НФП»: несмотря на столько категоричную позицию по этому вопросу и Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, мы все-таки считаем, что ряд моментов было не до учтено. Более подробнее, можно посмотреть об этом на персональном блоге А.В. Брызгалина здесь.

 

НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ

 

Утверждена форма уведомления об участии в иностранной организации

Приказом от 05.07.2019 № ММВ-7-13/338@ ФНС России утвердила форму уведомления об участии в иностранных организациях, порядок ее заполнения, а также формат и порядок ее предоставления в электронном виде.

Форма уведомления содержит титульный лист, сведения о физ.лице, сведения об иностранной организации, сведения о российской организации, сведения об иностранной структуре без образования юр.лица, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия.

 

Обновлены форма и формат уведомления об участии в иностранных организациях

 Приказом ФНС РФ от 05.07.2019 № ММВ-7-13/338@ утверждены форма и формат представления уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в электронной форме, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в электронной форме.

Необходимость утверждения новой формы (формата) уведомления связана с изменениями, внесенными в ст. 25.14 НК РФ, которой установлена соответствующая обязанность налогоплательщиков, а также сроки и порядок направления таких уведомлений.

В новой форме, в частности, уточнен состав сведений, представляемых в отношении иностранной структуры без образования юридического лица.

С изданием нового приказа утрачивает силу форма уведомления, утвержденная приказом ФНС РФ от 24.04.2015 № ММВ-7-14/177@.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС высказалась по поводу «фактического права на доход» в отношении холдингов

В Письме ФНС от 08.08.2019 № ЕД-4-13/15696@ «О фактическом праве холдинговых компаний на доход от источников в РФ» указано, что наличие в корпоративных документах компании, получающей доходы от источников в РФ, упоминания о холдинговом характере ее деятельности не свидетельствует об отсутствии у такой компании самостоятельной предпринимательской деятельности.

Упоминание «холдинговой деятельности» и «инвестирования» среди заявленных видов деятельности иностранного получателя дохода не может являться самостоятельным и достаточным критерием, свидетельствующим о наличии или отсутствии фактического права на доход.

При проведении контрольных проверок по вопросам правомерности применения налоговых льгот по международным соглашениям об избежании двойного налогообложения налоговым органам рекомендовано проводить мероприятия по выявлению признаков искусственности в деятельности холдинговой компании, в том числе признаков отсутствия самостоятельности в части принимаемых решений по отношению к принадлежащему компании активу и в отношении дохода от источника в РФ.

Более подробно см. здесь.

 

Налогоплательщик обязан уведомить о КИК, даже при убытках

В 2015 г. гражданин направил в налоговую инспекцию уведомление об участии в иностранной организации, а за 2016 и 2017 гг. уведомления о КИК не представлял, поскольку контролируемая им иностранная компания по результатам деятельности за 2015 и 2016 гг. понесла убытки, и, следовательно, у него отсутствовал доход в виде прибыли КИК.

Налоговая инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 129.6 НК РФ.

При рассмотрении жалобы ФНС России сочла решение налоговой инспекции обоснованным в связи с тем, что НК РФ не содержит положений, освобождающих налогоплательщика от обязанности представлять соответствующее уведомление о КИК (Информация ФНС РФ «О направлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях»).

Более подробно см. здесь.

 

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

 

Президент подписал закон о снятии ряда ограничений на проведение валютных операций

С 1 января 2020 г. физические лица – резиденты смогут зачислять полученные от нерезидентов средства на свои зарубежные счета без ограничений. Условие – банк, в котором открыт такой счет, должен располагаться на территории государства-члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен финансовой информацией с Российской Федерацией. Соответствующие изменения в законодательство внесены Федеральным законом от 02.08.2019 № 265-ФЗ.

Также этот закон освобождает резидентов от обязанности представлять отчеты по счетам в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных на территории государств - членов ОЭСР или ФАТФ. При этом страна должна осуществлять автоматический обмен финансовой информацией с Россией, а сумма операций по счету или остаток средств на нем за отчетный год - не превышать эквивалент 600 тыс. рублей. С актуальным перечнем таких государств можно ознакомиться на сайте ФНС России.

Одновременно вводится требование для резидентов уведомлять налоговые органы обо всех своих счетах не только в зарубежных банках, но и в иностранных организациях финансового рынка, а также предоставлять отчеты о движении средств по ним.

Кроме того, с 1 января 2020 г. отменяется требование о репатриации выручки по внешнеторговым контрактам, обязательства по которым определены в рублях. При этом для внешнеторговых контрактов, предусматривающих передачу товаров определенной номенклатуры, данное требование будет отменяться поэтапно до 2024 г.

Более подробно см. здесь.

 

Непростые упрощения валютного контроля (аналитика от «НФН»)

Автор: заместитель руководителя группы компаний «НФП» по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств" (далее – Закон).

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в Закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

 

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье Закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 Закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

- группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

- группы 26 «Руды, шлак и зола»;

- группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12  940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

- группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

- группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 – 7103 99 000 8) и 7112;

- группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

- группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

- группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

- группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

- группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

- группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

- группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

- группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров Закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

с 1 января 2020 года – в отношении не более 10 % суммы договора;

с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы договора;

с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы договора;

с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы договора;

с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

 

Во-вторых, с 1 января 2020  полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручки по иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 – 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу Закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого Закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

 

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 Закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам. Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

 

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица – резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

 

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов…».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что Закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору напередачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему – нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ.

 

Кроме того, Закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки   расположены на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

 

4) Также, Закон отменил для физлиц - резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства - члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

 

5)  Наконец, необходимо упомянуть о появлении в Законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного Закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

 

НАЛОГИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

В Свердловской области введены новые налог/льготы по налогу на имущество организаций

2 августа Губернатор Свердловской области подписал Закон СО «О внесении изменений в ст. 2 и 3 Закона Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» и ст. 1 Закона Свердловской области «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций».

Закон предусматривает:

  • установление возможности использования налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 0,9 процента организациями, осуществляющими перевозку пассажиров трамваями и (или) троллейбусами, удельный вес доходов которых от осуществления этого вида деятельности составляет в общей сумме их доходов не менее 50 процентов.

Указанное изменение распространяется на отношения по взиманию налога имущество организаций, возникшие с 01 января 2019 года.

  • освобождение налогоплательщиков от обязанности предоставлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций.
  • освобождение организаций от уплаты налога на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, объем капитальных вложений в строительство каждого из которых с 1 января 2019 года составил более одного миллиарда рублей, и переданных в пользование организациям, осуществляющим виды деятельности, входящие в подгруппу «Деятельность концертных залов, театров, оперных зданий, мюзик-холлов, включая услуги билетных касс», удельный вес доходов которых от осуществления данных видов деятельности составляет в общей сумме их доходов не менее 70 процентов.

Указанные изменения вступят в силу с 01 января 2020 года.

 

В Екатеринбурге будет создано «уральское Сколково»

Инновационный научно-технологический центр «Татищев» будет создан в Екатеринбурге по типу «Сколково», на его создание до 2028 г. будет направлено около 24 млрд руб., сообщил ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.

Более подробно см. здесь.

 


14, 15 и 16 октября на площадке Учебного центра «Налоги и финансовое право» состоится Расширенный курс повышения квалификации

В программе: самые актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права.

Более подробную информацию вы можете узнать на нашем сайте или по тел. (343) 350-11-62