Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 05-2020

10.06.2020

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 05-2020

 

 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 05-2020

(май)

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Президент предложил новые меры преодоления кризиса от пандемии

13.05.2020 СКЭС  рассмотрела в пользу нал/плата дело о доказывании в спорах по «однодневкам»

Приняты приказы МЭР для реализации мер поддержки системообразующих предприятий

COVID-19 И НАЛОГИ

Правительство утвердило меры поддержки системообразующих предприятий

Разъяснен порядок применения пониженных тарифов страх/взносов для субъектов МСП

ФНС рекомендовала формат заявления на предоставление субсидии

Дополнен перечень наиболее пострадавших отраслей экономики

Внесены изменения в Постановление № 409

Уточнены правила получения субсидий субъектами МСП

Министр финансов о налоговой политике после кризиса

Обновлен Единый реестр субъектов МСП

Разъяснен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в 2020 г.

Правительство утвердило правила получения субсидий российскими авиакомпаниями

Подписан Закон об освобождении от НДФЛ мат/выгоды на время кредитных каникул

Расширен перечень организаций, которым предоставляются меры поддержки

Правительство утвердило отсрочку по налогам для арендодателей

Дочерние предприятия системообразующих организаций смогут получать льготные кредиты

Определен перечень мед/изделий по COVID-19, затраты на которые учитываются в расходах

Арендаторы госимущества могут выплачивать задолженность по аренде в течение 2 лет

Минфин назвал неактуальным предложение о продлении ЕНВД

До конца года отменены проверки на предмет соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ

Расширен перечень пострадавших отраслей

Минтруд предлагает ввести обязательное страхование от безработицы

Продлен срок приостановления применения мер взыскания

Минтруд подготовил особые правила регулирования трудовых отношений в 2020 году

Самозанятым вернут уплаченный за 2019 год налог

ФНС разъяснила порядок формирования сведений о задолженности при предоставлении субсидий

Предлагается снизить НДС до 10% для ряда отраслей

Разъяснен порядок исчисления Ср/З с учетом объявленных нерабочих дней

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 9 по 25  июня 2020

В ГосДуму внесен законопроект о праве на возврат излишне уплаченных взносов на ОПС

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

13.05.2020 СКЭС рассмотрела дело о порядке корректировки таможенной стоимости

СКЭС подготовлена «мотивировка» по делу об исчислении налога на УСН при продаже недвижимости

СКЭС ВС РФ отправила дело «Красцветмет» на новое рассмотрение

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

ФНС совершенствует сервис «Прозрачный бизнес»: появилось больше доступных сведений

Ставки платы за негативное воздействие могут вырасти в 2021 году

Утверждён перечень видов культурной дея-ти для применения ставки 0 % по налогу на прибыль

Утверждена Публичная декларация целей и задач ФНС на 2020 г.

Предлагается приостановить положения КоАП об ответственности за нерепатриацию

Утверждена форма сообщения о наличии ТС или зем/участков, признаваемых объектами налога

В СФ предложили новый подход к налогообложению движимого имущества организаций

Расширен функционал сервиса «Узнать о жалобе»

В РФ проводится эксперимент прослеживаемости импортных товаров

Изменится регулирование в сфере кадастрового учета и госрегистрации прав

Совфед предложил ввести цифровой налог

Предлагается создать госорган по проверке признаков фиктивного банкротства

НАЛОГИ И КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

КС высказался о вине юридического лица

НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ

Минфин разъяснил цель изменения СИДН с некоторыми государствами

Минфин решил не менять правила налог/резидентства из-за пандемии

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

В СвОбл принято решение о дополнительной поддержке самозанятых

В СвОбл расширены меры налоговой поддержки субъектов МСП

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

Правительство завершает работу над общенациональным планом по восстановлению экономики


Вебинар по дроблению бизнеса 15 июля 2020 г.

XIX Всероссийская конференция 29 сентября 2020 г.

 





ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

 

Президент предложил новые меры преодоления кризиса от пандемии

11 мая Президент РФ В. В. Путин провел совещание о санитарно- эпидемиологической обстановке и новых мерах поддержки граждан и экономики.

На совещании глава государства объявил, что период нерабочих дней в России завершается 12 мая. Однако на  всех этапах вплоть до  полного завершения эпидемии необходимо будет сохранять как общие санитарные требования, так и дополнительные профилактические меры в регионах. При этом главы субъектов по-прежнему  сами принимают решения о сроках выхода из режима ограничений. У губернаторов остается право по согласованию с Правительством РФ ограничивать работу предприятий, не обеспечивающих санитарные нормы.

Президентом также были предложены новые меры поддержки граждан и бизнеса по преодолению кризиса от пандемии COVID-19. 

 В частности:

  • с 1 июня будет запущена специальная кредитная программа поддержки занятости для всех предприятий пострадавших отраслей, а также социально ориентированных НКО. Эта мера позволит поддержать 7 млн. рабочих мест, отметил глава государства. Кредиты будут выдавать сроком на полгода в размере одного МРОТ на одного сотрудника. Льготная ставка по новой программе составит 2 %, остальное будет субсидировать государство. Срок погашения кредита — 1 апреля 2021 года. Если предприятие сохранит 90% персонала, то кредит и проценты по нему будут списаны, если сохранится 80% персонала — спишут половину кредита и процентов по нему.

  • с 15 апреля по 15 июля для соцработников, ухаживающих за заразившимися коронавирусом COVID-19, будет установлена специальная федеральная доплата. Размер выплат должен быть установлен с учетом категории работника, его дополнительной нагрузки, а также возникновения очагов заражения. Правительство РФ должно решить вопрос о выделении средств до 25 мая.

  • до 15 мая медперсонал, работающий с пациентами с диагнозом COVID-19, должен получить гарантированные апрельские выплаты.

  • у субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях, и социально ориентированных НКО будут полностью списаны налоги (за исключением НДС) и страховые взносы за второй квартал.

  • индивидуальным предпринимателям, которые заняты в наиболее пострадавших отраслях, предоставят налоговый вычет в размере одного МРОТ в отношении страховых взносов.

  • самозанятым вернут налог на доход за 2019 год в полном объеме и предоставят «налоговый капитал» в размере одного МРОТ, чтобы они провели налоговые платежи в 2020 году, не привлекая собственные средства.

  • с 1 июня семьям с детьми от 3 до 15 лет включительно разово выплатятпо 10 тыс. руб.

  • в два раза повысится минимальный размер пособия по уходу за ребенком — до 6 тыс. 751 руб. Такое пособие получат неработающие люди, в том числе студенты.

  • выплаты по 5000 рублей на ребёнка в месяц теперь смогут получать все российские семьи, имеющие детей в возрасте до трёх лет.

В этот же день Президент подписал Указ № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) », в котором нашли своё юридическое закрепление вышеуказанные президентские инициативы.

 

13.05.2020 СКЭС рассмотрела в пользу нал/плата дело о доказывании в спорах по «однодневкам»

13 мая Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела вопрос о праве налогоплательщика на налоговые вычеты по НДС при доказанности реальности взаимоотношений с контрагентом. Дело направлено на новое рассмотрение в АС I инстанции (Определение ВС РФ от 13.05.2020 по делу № 42-7695/2017).

Фабула дела: в отношении налогоплательщика была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период 2013 - 2015 годы.

По итогам проверки инспекция пришла к выводу об отсутствии реальных хозяйственных операций и получении обществом необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения налоговой обязанности по уплате НДС по заключенному между обществом и его контрагентом договору на поставку товарно-материальных ценностей.

Суд первой инстанции указал на недоказанность обществом факта совершения реальных хозяйственных операций с заявленным контрагентом и отказал обществу в удовлетворении требований.

Суд апелляционной инстанции и суд округа с данным выводом не согласились, указав, что материалами дела подтверждается факт поставки товара контрагентом в адрес налогоплательщика, оприходование товара обществом и его использование в предпринимательской деятельности. Вместе с тем, суды апелляционной и кассационной инстанции, пришли к выводу об отсутствии у общества оснований для принятия налоговых вычетов по НДС в связи с тем, что факт исчисления и уплаты контрагентом общества НДС в бюджет материалами проверки не подтвержден. Более того, спорный контрагент осуществляет деятельность с высоким налоговым риском, а потому источник возмещения указанного налога из бюджета им не сформирован.

Налогоплательщик обратился с кассационной жалобой в Верховный суд, указав, что ведение контрагентом надлежащего налогового учета не может быть проконтролировано налогоплательщиком, поскольку в силу положений законодательства о налогах и сборах налоговые обязательства каждого налогоплательщика исполняются им самостоятельно. Более того, непредставление контрагентом в налоговый орган по месту учета книг покупок и книг продаж не может свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению Судебной коллегии, отказ в праве на вычет «входящего» налога обуславливается фактом неисполнения обязанности по уплате НДС контрагентом налогоплательщика или поставщиками предыдущих звеньев в той мере, в какой это указывает на отсутствие экономического источника вычета (возмещения) налога, но один лишь этот факт не может быть достаточным, чтобы считать применение налоговых вычетов покупателем неправомерным.

Лишение права на вычет НДС налогоплательщика – покупателя, который не знал и не должен был знать о допущенных контрагентами нарушениях, действуя в рамках поведения, ожидаемого от разумного участника хозяйственного оборота, по существу означало бы применение меры имущественной ответственности за неуплату налогов, допущенную иными лицами.

Учитывая изложенное и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, СКЭС ВС РФ отметила, что при доказанности реальности исполнения договора и отсутствии у налогоплательщика оснований полагать, что НДС на предыдущих стадиях товародвижения не уплачен, само по себе ведение контрагентом предпринимательской деятельности с высоким налоговым риском не может свидетельствовать о неправомерном применении налогоплательщиком вычетов по НДС.

Приняты приказы МЭР для реализации мер поддержки системообразующих предприятий

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 10.05.2020 № 651 « О мерах поддержки системообразующих организаций» утверждены долгожданные приказы Минэкономразвития:

1) Приказ Минэкономразвития России от 13.05.2020 № 279 «Об утверждении Порядка ведения реестра системообразующих организаций, в отношении которых принято решение о согласовании предоставления мер государственной поддержки, и мониторинга соблюдения условий их предоставления».

Данным Приказом установлена процедура ведения Минэкономразвития России реестра системообразующих организаций, в отношении которых принято решение о предоставлении мер господдержки.

Реестр ведется в соответствии с Правилами отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.05.2020 N 651.

Ведение реестра осуществляется в электронном виде. В реестр включаются сведения о системообразующих организациях, в отношении которых Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики принято решение о согласовании предоставления им мер господдержки.

2) Приказ Минэкономразвития России от 13.05.2020 № 278 «Об утверждении Порядка проведения анализа финансово- хозяйственной деятельности системообразующей организации российской экономики, претендующей на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки (включая анализ финансово-хозяйственной деятельности группы лиц, в которую входит системообразующая организация, при наличии такой группы лиц), необходимого для определения объемов и сроков предоставления мер государственной поддержки в соответствии с Правилами отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2020 г. № 651 «О мерах поддержки системообразующих организаций».

Данным Приказом регламентировано проведение анализа финансово- хозяйственной деятельности системообразующей организации, претендующей на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки.

Анализ деятельности проводится в отношении системообразующей организации, отнесенной к самой высокой или к высокой категории риска по результатам оценки финансовой устойчивости (стресс-теста).

Системообразующая организация для расчета и обоснования объемов и сроков предоставления мер поддержки (в отношении каждой из форм их предоставления) прогнозирует значения установленных показателей анализа.

Если системообразующая организация входит в группу лиц, прогнозирование значений показателей анализа проводится в отношении показателей анализа всех таких хозяйствующих субъектов, входящих в группу.

3) Приказ Минэкономразвития России от 13.05.2020 № 277 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявлений системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки, о предоставлении мер государственной поддержки».

Данным Приказом определен порядок рассмотрения заявлений системообразующих организаций о предоставлении мер государственной поддержки.

Федеральный орган исполнительной власти, к вопросам деятельности которого относится системообразующая организация, проверяет, в частности, наличие организации в отраслевом перечне, наличие в заявлении всей необходимой информации и ее соответствие информации, содержащейся в прилагаемых к заявлению документах, наличие всех документов, а также факт наличия либо отсутствия в составе указанных документов всей информации и материалов, которые должны в них содержаться.

В случае принятия решения об инициировании рассмотрения заявления отраслевой орган готовит материалы, необходимые для рассмотрения заявления Межведомственной комиссией по мониторингу финансово-экономического состояния организаций, входящих в перечень системообразующих организаций, созданной при Минэкономразвития России.

Позиция отраслевого органа должна содержать:

- выводы о соответствии либо несоответствии программы мероприятий приоритетам, целям и задачам государственного управления в отрасли (отраслях) экономики, в которой (которых) организация, подавшая заявление, является системообразующей;

- мотивированное мнение о наличии либо отсутствии в программе мероприятий обоснований достижения эффекта, предполагаемого в результате ее реализации;

- мотивированное мнение о достоверности и обоснованности либо о недостоверности и (или) необоснованности результатов анализа деятельности.

Заявление и позиция отраслевого органа направляются в уполномоченную организацию, а также в Минэкономразвития России и Минфин России.

Решение об одобрении заявления с учетом заключения уполномоченной организации содержит в обязательном порядке информацию об одобренных условиях предоставления мер государственной поддержки, включая в числе прочего формы, сроки и объемы предоставления мер государственной поддержки.

4) Приказ Минэкономразвития России от 13.05.2020 № 276 «Об утверждении Порядка проведения оценки финансовой устойчивости (стресс-теста) системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки».

Установлен порядок проведения оценки финансовой устойчивости (стресс-теста) организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций.

 

COVID-19  И НАЛОГИ

Правительство утвердило меры поддержки системообразующих предприятий

Постановлением от 10.05.2020 № 651 Правительство РФ утвердило меры поддержки для пострадавших от пандемии системообразующих предприятий.

Системно значимой уже признана 1151 компания. Каждая из них может претендовать на кредит по льготной ставке. Особо пострадавшим предприятиям будет обеспечена дополнительная помощь, в том числе субсидии на возмещение затрат, отсрочка уплаты налогов и авансовых платежей по ним, а также госгарантии, необходимые для реструктуризации существующих или выдачи новых кредитов и облигационных займов.

Для получения помощи организации должны пройти стресс- тестирование. Заявки тех из них, кто по результатам теста оказался в зоне риска, должны быть верифицированы и рассмотрены на заседаниях Межведомственной комиссии и Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.

 

Разъяснен порядок применения пониженных тарифов страх/взносов для субъектов МСП

ФНС России разъяснила порядок исчисления страховых взносов по пониженным тарифам для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Плательщики вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с первого числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее, чем с 1 апреля 2020 года. Если плательщик исключается из реестра МСП, пониженные тарифы не применяются с первого числа месяца, когда он был исключен.

Более подробно см. здесь

ФНС рекомендовала формат заявления на предоставление субсидии

Письмом от 27.04.2020 № БС-4- 11/7080@ ФНС России направила рекомендуемый формат представления заявления о перечислении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576, в электронной форме.

 

Дополнен перечень наиболее пострадавших отраслей экономики

Постановление м от 12.05.2020 № 657 Правительство РФ расширило перечень наиболее пострадавших отраслей экономики в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

В перечень добавлены следующие виды деятельности:

- Производство изделий народных художественных промыслов (ОКВЭД 32.99.8),

- Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.19),

-  Деятельность по осуществлению торговли через автоматы (ОКВЭД 47.99.2).

 

Внесены изменения в Постановление № 409

Постановлением Правительства от 13.05.2020 № 671 внесены изменения в Постановление от 02.04.2020 № 409.

Принятые изменения касаются приостановления до 31 мая включительно инициирования и проведения таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ.

 

Уточнены правила получения субсидий субъектами МСП

Постановлением Правительства РФ от 12.05.2020 № 658 внесены изменения в Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно внесенным уточнениям в числе прочего должны соблюдаться следующие условия:

- по состоянию на 1 марта 2020 г. должна отсутствовать недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки будут использоваться сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;

- количество работников в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 г. или снижено не более чем на 1 человека в марте 2020 г.

 

Министр финансов о налоговой политике после кризиса

05 мая газета «Ведомости» опубликовала интервью с министром финансов России Антоном Германовичем Силуановым под заголовком «Растратить ФНБ за два года было бы неправильно».

В этом интервью министр финансов, в частности, сказал о том, что в настоящее время обсуждается не снижение налогов, а налоговый стимул, который позволит предпринимателям наращивать активность. В то же время «кардинально менять налоги не планируется».

Более подобно см. здесь.

 

Обновлен Единый реестр субъектов МСП

Как сообщает ФНС России, в  Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства были дополнительно внесены сведения о 69 тыс. предприятий МСП: 18 тыс. юридических лиц и 51 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Данные налогоплательщики с опозданием, но представили отчетность и сведения о среднесписочной численности работников за 2018 год до 1 апреля 2020 года. Это позволило определить их статус для включения в реестр. В августе 2019 года указанные субъекты не были внесены в реестр МСП по причине отсутствия отчетности за 2018 год по состоянию на 1 июля 2019 года.

Такое обновление реестра позволяет организациям и предпринимателям рассчитывать на получение субсидий и других мер поддержки, установленных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Более подробно см. здесь

 

Разъяснен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в 2020 г.

В Письме от 13.05.2020 № СД-4- 3/7843@ ФНС России разъяснила порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в 2020 году.

В 2020 году организации могут платить только квартальные платежи в том случае, если за предыдущие четыре квартала доход от реализации в среднем не превышает 25 млн. рублей.

Соответственно, налогоплательщик, у которого за второй, третий, четвертый кварталы 2019 года и первый квартал 2020 года доходы от реализации не превысили в среднем 25 млн. рублей за каждый квартал, переходит на уплату только квартальных авансовых платежей. Также при составлении налоговой декларации за первый квартал 2020 года он не исчисляет ежемесячные авансовые платежи на второй квартал 2020 года.

Если такой налогоплательщик уже представил налоговую декларацию за первый квартал 2020 года, то он вправе представить уточненную декларацию, исключив из неё ежемесячные авансовые платежи на второй квартал 2020 года (в подразделе 1.2 Раздела 1 уточненной налоговой декларации указать нули).

 

Правительство утвердило правила получения субсидий российскими авиакомпаниями

Постановление м Правительства от 13.05.2020 № 661 утверждены Правила предоставления в 2020 году субсидий российским авиакомпаниям на частичную компенсацию расходов в связи со снижением доходов в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции.

Отечественные авиакомпании получат 23,4 млрд. рублей на возмещение убытков, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.

Субсидию можно будет потратить на зарплаты авиационному персоналу (не менее 60% от общего объёма субсидии), лизинговые платежи (не более 30% от общего объёма), оплату стоянки воздушных судов (не более 10% от общего объёма), а также на операционную деятельность и содержание имущества.

Для получения субсидии авиакомпания должна предоставить в Росавиацию заявление с необходимым пакетом документов. Итоговое решение принимается в течение 20 рабочих дней после поступления заявления.

 

Подписан Закон об освобождении от НДФЛ мат/выгоды на время кредитных каникул

21 мая  Президент РФ подписал Федеральный закон № 150-ФЗ «О внесении изменения в статью 212 части II НК РФ».

Закон распространяет действие положений абз. 9 подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ об освобождении от НДФЛ материальной выгоды, полученной от экономии на процентах в течение льготного периода, установленного в соответствии ФЗ от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», на любые случаи предоставления льготного периода, предусмотренные законодательством РФ, в том числе в отношении индивидуальных предпринимателей и по кредитным договорам, не обеспеченным ипотекой.

Внесенные изменения будут применяться в отношении доходов физ.лиц, полученных ими начиная с налогового периода 2020 года.

 

Расширен перечень организаций, которым предоставляются меры поддержки

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2020 № 685 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

Установлено, что меры поддержки, предусмотренные п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, также предоставляются организациям, включенным в реестр социально ориентированных НКО, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

 

Правительство утвердило отсрочку по налогам для арендодателей

Постановление м Правительства РФ от 16.05.2020 № 699 арендодателям предоставлено право на получение  отсрочки  по уплате отдельных налогов и авансовых платежей по ним.

К заинтересованным лицам на получение отсрочки (рассрочки) теперь также относятся организации или ИП, предоставившие отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды торговых объектов недвижимого имущества в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 439, при соблюдении установленных условий.

Перечень таких арендодателей (с указанием их ИНН), формируется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (в части торговых объектов, расположенных на территории этого субъекта РФ) и направляется в налоговый орган в электронной форме.

В перечень подлежат включению налогоплательщики, которые одновременно соответствуют следующим критериям: код основного вида деятельности на 1 марта 2020 - 68.2 "Аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом"; налогоплательщику принадлежит на праве собственности торговый объект недвижимого имущества, отвечающий установленным требованиям.

Отсрочка не распространяется на НДС, НДПИ, акцизы и страховые взносы.

 

Дочерние предприятия системообразующих организаций смогут получать льготные кредиты

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определено, что заемщиком может выступать системообразующая организация и (или) ее дочернее общество в случае осуществления деятельности, относящейся к отраслям согласно установленному перечню (автомобильная, авиационная промышленность, станкостроение; нефтегазовое машиностроение; издание книг, газет и др.).

Также установлен ряд дополнительных условий для получения льготного кредита, в частности:

- заемщик обязуется в течение периода субсидирования сохранять численность работников в размере не менее 90 процентов численности работников по состоянию на 1 мая 2020 г.;

- выручка заемщика за период с 1 апреля по 30 июня 2020 г. сократилась не менее чем на 30 процентов по сравнению с таким показателем за аналогичный период 2019 года.

Не допускается использование кредита по льготной процентной ставке на рефинансирование ранее полученных кредитных средств.

 

Определен перечень мед/изделий по COVID-19, затраты на которые учитываются в расходах

Поправки в ст. 264 НК РФ разрешают включать в состав расходов по налогу на прибыль затраты на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования.

В целях реализации указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 № 714 утвержден перечень медицинских изделий для лечения (диагностики) COVID- 19.

В перечень, в частности, вошли: термометр электронный, пульсоксиметр, аппарат для измерения артериального давления, аппарат ИВЛ, оборудование или установки для фильтрования или очистки воздуха, бактерицидные облучатели и др.

 

Арендаторы госимущества могут выплачивать задолженность по аренде в течение 2 лет

Постановление м Правительства РФ от 16.05.2020 № 704  предусмотрено, что организации, осуществляющие деятельность в пострадавших отраслях, и социально ориентированные некоммерческие организации смогут погашать долги по арендной плате за пользование госимуществом в течение двух лет – с 1 января 2021 года по 1 января 2023 года.

Кроме того, на три месяца – до 1 октября 2020 года – продлевается отсрочка по платежам за аренду госимущества.

 

Минфин назвал неактуальным предложение о продлении ЕНВД

Власти решили не продлевать действие единого налога на вмененный доход для индивидуальных предпринимателей еще на один год. Предложение министерства более неактуально, срок действия ЕНВД истекает с 2021 года.

Вопрос продления действия ЕНВД для индивидуальных предпринимателей еще на один год, до 1 января 2022 года, рассматривался — это было одно из предложений Минфина к плану борьбы с новой коронавирусной инфекцией, сообщили РБК в министерстве.

«По итогам обсуждения было принято решение этого не делать. Сейчас вопрос снят с повестки дня, данное предложение более неактуально», — сообщил Минфин.

Более подробно см. здесь

 

До конца года отменены проверки на предмет соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ

Согласно Информации от 21.05.2020 «О порядке осуществления государственного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2020 году» Росфинмониторинг не будет осуществлять проверки поднадзорных организаций на предмет соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ.

При этом Росфинмониторинг продолжит осуществлять дистанционный мониторинг деятельности поднадзорных организаций на предмет соблюдения обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ и доведение информации о возникающих рисках с использованием возможностей Личного кабинета.

По окончании периода действия ограничений на проведение проверок государственный контроль в сфере ПОД/ФТ будет осуществляться в обычном режиме. Проверке, в том числе, будет подлежать соблюдение поднадзорными организациями обязательных требований в течение 2020 года.

Расширен перечень пострадавших отраслей

Постановлением Правительства РФ от 26.05.2020 № 745 вновь расширен перечень наиболее пострадавших отраслей экономики.

Указанный перечень дополнен разделом 12 «Средства массовой информации и производство печатной продукции», включающим в себя деятельность в области телевизионного и радиовещания, деятельность сетевых изданий и информационных агентств, печатание газет, издание книг, газет, журналов и периодических изданий.

 

Минтруд предлагает ввести обязательное страхование от безработицы

Как пишет портал «Известия», Минтруд готов поддержать идею введения в России страхования от безработицы. Если ее воплотят в жизнь, то с зарплат граждан начнут брать взносы в специальный фонд, из которого они потом будут получать пособия в случае потери места. При этом ведомство подчеркивает: о возможности разработки системы можно будет думать только после того, как об этом договорятся представители профсоюзов и работодателей. Бизнес выступает против: не каждая компания в кризис готова к увеличению финансового бремени. Кроме того, власти неоднократно декларировали необходимость смягчения нагрузки на компании.

Более подробно см. здесь.

 

Продлен срок приостановления применения мер взыскания

В Письме от 26.05.2020 № ЕД-20- 8/71@ ФНС России сообщила, что приостановление мер взыскания задолженности и обеспечительных мер, установленных НК РФ, продлено до 01.07.2020.

Приостановление указанных мер действует в отношении всех налогоплательщиков - юридических лиц и ИП.

Напомним, что приостановление не применяется:

- если непринятие мер взыскания задолженности может повлечь сокрытие активов и (или) возможность совершения иных действий, препятствующих взысканию;

- в отношении лиц, заявивших отказ от применения в отношении них моратория на возбуждение дел о банкротстве.

В данных ситуациях меры взыскания и соответствующие обеспечительные меры могут быть применены только по согласованию с руководителем вышестоящего налогового органа.

 

Минтруд подготовил особые правила регулирования трудовых отношений в 2020 году

Министерство труда и соцзащиты подготовило проект Постановления Правительства РФ «Об особенностях правового регулирования трудовых отношении в 2020 году» в целях упрощения взаимодействия работодателя и работников в условиях пандемии COVID-19.

Проект постановления предлагает установить, что в период вынужденной приостановки деятельности компании из-за карантинных ограничений работников нельзя отправлять в простой или увольнять по инициативе работодателя.

Запрет принимать решение о сокращении численности или штата во время карантина в документе не прописан. Но предлагается установить, что в случае сокращения численности или штата, если срок уведомления работников истекает в период карантина, увольнение происходит только после завершения ограничительных мер, на следующий рабочий день после этого.

В отношении работников, на которых не распространяются ограничительные меры (предприятия непрерывного цикла, аптеки, продуктовые магазины, банки и т.д.), согласно документу, введение простоя осуществляется по действующему законодательству:

- временная приостановка работы, вызванная эпидемией и любыми исключительными обстоятельствами, ставящими под угрозу жизнь людей, считается простоем по причинам, не зависящим от работодателя или работника, и оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, должностного оклада, рассчитанного пропорционально времени простоя;

- если простой не связан с мероприятиями по предотвращению эпидемии, а является простоем по вине работодателя, то он оплачивается в размере не менее 2/3 средней зарплаты работника.

В проекте постановления уточняется, что в период действия ограничительных мероприятий работникам может быть предоставлен отпуск по согласованию с работодателем. При этом «временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска», говорится в документе.

Минтруд предлагает сократить срок уведомления сотрудника об изменении по инициативе работодателя условий трудового договора и режима работы (в том числе о введении режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели) с двух месяцев до двух недель, если необходимость таковых вызвана карантинными ограничениями.

Одновременно ведомство предлагает наделить работодателя правом переводить работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до трех месяцев.

Согласно проекту нового постановления, перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия сотрудника, а его зарплата не должна быть ниже среднего заработка на прежней работе. Относительно этой нормы Минтруд ожидает позиции профсоюзной стороны и будет определять свою позицию с учетом мнения профсоюзов.

Для оперативного введения сменного режима рабочего времени «для рассредоточения работников в помещениях», оптимизации нагрузки, исключения контактов с инфицированными Минтруд считает возможным уведомлять работников о новых графиках сменной работы не позднее чем за семь календарных дней до введения в действие.

Более подробно см. здесь

 

Самозанятым вернут уплаченный за 2019 год налог

Правительство РФ приняло Постановление от 29.05.2020 № 783 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

В соответствии с указанным Постановлением в целях возмещения расходов, понесенных на уплату налога на профессиональный доход за налоговые периоды 2019 года, из федерального бюджета самозанятым будет предоставлена субсидия.

Направление заявления для включения в реестр получателей субсидии не требуется.

Условием включения получателя субсидии в реестр является наличие в мобильном приложении «Мой налог» сведений о действующей банковской карте получателя субсидии.

 

ФНС разъяснила порядок формирования сведений о задолженности при предоставлении субсидий

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 одним из условий включения в реестр в целях предоставления субсидии субъектам МСП, ведущим деятельность в пострадавших отраслях, является отсутствие по состоянию на 1 марта 2020 года недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3 000 рублей.

При определении суммы недоимки учитываются сведения о погашении недоимки по состоянию на 1 марта 2020 г., имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о представлении субсидии. 

В случае, если налогоплательщик не согласен с наличием неисполненной обязанности по уплате налогов (сборов) по состоянию на 01.03.2020, он может:

- проверить состояние своих расчетов с бюджетом в сервисе Личный кабинет юридического лица (индивидуального предпринимателя);

- запросить, в том числе через ТКС, справку о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам или акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам;

- по результатам таких проверок обратиться в налоговый орган с указанием причин несогласия и просьбой урегулировать задолженность.

Более подробно см. здесь

 

Предлагается снизить НДС до 10% для ряда отраслей

В объединении малых и средних предпринимателей «Опора России» считают необходимым снизить НДС для ряда отраслей в рамках национального плана по преодолению экономических последствий пандемии COVID-19.

«Мы считаем, что в ряде отраслей налог на добавленную стоимость должен быть 10%.  К примеру, общепит, гостиничное хозяйство»,— заявил президент «Опоры России» Александр Калинин.

Он также выступил за снижение налога на имущество с 2% до 1–1,5% и увеличение порогового значения для применения УСН до 300 млн. руб.

Более подробно см. здесь

 

Разъяснен порядок исчисления Ср/З с учетом объявленных нерабочих дней

В Письме от 18.05.2020 № 14- 1/B-585 Минтруд разъяснил порядок исчисления среднего заработка с учетом объявленных нерабочих дней в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Расчет среднего заработка производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за предшествующие 12 календарных месяцев.

В соответствии с п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922,  из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник, в частности, освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ (подп. «е» п. 5 положения).

По мнению Минтруда России, время и суммы, фактически начисленные за период объявленных Президентом РФ нерабочих дней, при исчислении среднего заработка не учитываются на основании подпункта «е» п. 5 Положения № 922.

 

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

 

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 9 по 25  июня 2020

27 мая на пленарном заседании утвержден проект постановления ГосДумы № 961124-7 «О календаре рассмотрения вопросов ГосДумой с 9 по 25 июня 2020 года», согласно которому в июне будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:

  • О проекте федерального закона № 899437-7 «О внесении изменений в часть II НК РФ» (в части учета расходов при передаче в государственную или муниципальную собственность имущества, созданного за счет субсидий) (рассмотрен Советом ГД 19.02.20, 02.03.20);

  • О проекте федерального закона № 953961-7 «О внесении изменений в часть I  НК РФ» (о совершенствовании порядка уточнения платежа  в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возврата излишне уплаченных и излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) (рассмотрен Советом ГД 20.05.20)

 

В ГосДуму внесен законопроект о праве на возврат излишне уплаченных взносов на ОПС

11 мая Правительство внесло в ГосДуму законопроект № 953961-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Как следует из пояснительной записки, указанный законопроект разработан в целях реализации Постановления КС РФ от 31.10.2019 № 32-П. В данном Постановлении КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ ограничение права страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению такого обеспечения.

Законопроектом предусматривается внести изменения в отдельные положения ст. 45, 78 и 79 НК РФ, действующая редакция которых препятствует уточнению платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возврату суммы уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда РФ сведения о соответствующей сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

13.05.2020 СКЭС рассмотрела дело о порядке корректировки таможенной стоимости

13 мая Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела дело по вопросу о порядке корректировки таможенной стоимости. Дело направлено на новое рассмотрение в АС I инстанции (Определение ВС РФ от 13.05.2020 по делу № А56- 122276/2018).

Фабула дела: по итогам контроля таможенной стоимости, исходя из анализа ценовой информации на однородные товары, имеющейся в распоряжении таможенного органа, установлено, что декларантом не подтверждена правомерность определения задекларированной таможенной стоимости в соответствии со ст. 4 Соглашения между правительствами РФ, республик Беларусь и Казахстан от 25.01.2008, в связи с чем таможенная стоимость товаров была скорректирована таможней и определена по резервному методу.

Общество обратилось в Северо-Западное таможенное управление с жалобами на решения таможни о корректировке таможенной стоимости. В рассмотрении жалоб было отказано. Позднее Общество направило в таможню обращение, в котором просило пересмотреть решения о корректировке таможенной стоимости. Обжалованное решение было отменено в части. Частично обращение Общества в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ направлено для рассмотрения в Северо-Западное таможенное управление.

Письмом Управление уведомило Общество о том, что информация принята к сведению, но пересмотр в порядке ведомственного контроля решений нижестоящего таможенного органа является правом таможенного органа.

Общество обратилось в таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Однако заявление Общества оставлено без рассмотрения со ссылкой на то, что к нему не представлены платежные документы, подтверждающие уплату (взыскание) сумм, подлежащих возврату и документы, подтверждающие факт излишней уплаты (взыскания) таможенных пошлин, налогов. Также таможней указано на несоблюдение Обществом процедуры, установленной п. 2 ст. 67 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Позднее Общество обратилось в Санкт-Петербургскую таможню с жалобой, содержащей требование о пересмотре решений таможни о корректировке таможенной стоимости спорных товаров. Жалоба была направлена по принадлежности в Северо-Западное таможенное управление.

Общество не согласилось с указанными выше действиями таможни и обратилось в арбитражный суд.

Суды трех инстанций отказали Обществу в удовлетворении требований.  Руководствуясь нормами Таможенного кодекса ЕАЭС и ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», суды указали, что заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары, а в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

Однако с заявлением о внесении изменений в декларацию Общество в таможню не обращалось; к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не приложена корректировка декларации на товары и при обращении в таможню также не представлена. Кроме того, к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не были приложены документы, предусмотренные п. 3 ч. 2 ст. 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебная коллегия указала, что необходимость обращения в таможенный орган в административном порядке для изменения сведений о таможенной стоимости, указанных в декларации, возникает только в тех случаях, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости.

В таких случаях перечисление таможенных платежей в бюджет в излишнем размере является результатом ошибки декларанта, которая должна быть исправлена им, а таможенному органу – предоставлена возможность осуществить таможенный контроль в целях проверки факта наличия ошибки и возникновения переплаты. Однако по настоящему делу общество основывало свои требования не на новых доказательствах, подтверждающих достоверность первоначального определения им таможенной стоимости товаров, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для корректировки таможенной стоимости, в связи с чем позицию судов нельзя признать обоснованной.

 

СКЭС подготовлена «мотивировка» по делу об исчислении налога на УСН при продаже недвижимости

15 мая Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрит вопрос о праве налогоплательщика, применяющего УСНО с объектом «доходы минус расходы», при продаже недвижимого имущества, приобретенного до УСНО, учесть расходы на его приобретение  (дело № А70-829/2019).

Фабула дела: С 2004 года по 2016 год предприниматель применял систему ЕНВД. С 01.10.2017 предприниматель применял УСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов». В 2017 году налогоплательщиком была осуществлена реализация объектов недвижимого имущества, приобретенных в период применения ЕНВД. Расходы на приобретение такого имущества были учтены предпринимателем при исчислении единого налога на УСН.

Основанием для доначисления недоимки послужил вывод налогового органа о том, что при определении налоговой базы доходы от реализации недвижимого имущества, которое не использовалось в предпринимательской деятельности на УСНО, не могут быть уменьшены на величину расходов по его приобретению.

Суды трех инстанций согласились с выводами налогового органа, указав, что затраты на приобретение объектов недвижимого имущества нельзя учесть в составе расходов индивидуального предпринимателя, так как данное имущество не использовалось им в предпринимательской деятельности, осуществляемой в период применения УСНО.

Не согласившись с выводами судов, налогоплательщик обратился с кассационной жалобой в Верховный суд, указав, что при реализации основного средства, приобретенного до применения УСНО, полученные доходы от его реализации должны быть уменьшены на сумму его остаточной стоимости.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Судебная коллегия указала, что само по себе обстоятельство, что в период эксплуатации основных средств доходы предпринимателя облагались в рамках иного специального налогового режима (ЕНВД), не могло выступать препятствием для учета расходов, понесенных при приобретении этих объектов, в случае их продажи, поскольку данный факт влечет иные юридические последствия.

Если до реализации объекта налогоплательщик использовал его для ведения деятельности, облагаемой в рамках иного режима налогообложения, то расходы на приобретение такого объекта учитываются при определении налоговой базы по УСН не полностью, а в размере остаточной стоимости.

В этой связи при новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, проверить доводы предпринимателя и возражения налогового органа относительно правильности определения недоимки по УСН без учета расходов на приобретение основных средств и завышения размера недоимки, предложить сторонам произвести расчет остаточной стоимости.

СКЭС ВС РФ отправила дело «Красцветмет» на новое рассмотрение

27 мая СКЭС ВС РФ рассмотрела вопрос о праве налогоплательщика на вычет НДС в случае создания поставщиком товара формального документооборота по поставке драгоценного металла через цепочку поставщиков, не уплачивающих НДС в бюджет (дело «Красцветмет» № А40-23565/2018).

Фабула дела: по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщику отказано в применении вычетов по НДС на основании счетов-фактур, выставленных поставщиком по хозяйственным операциям поставки драгоценных металлов. Арбитражный суд I инстанции, удовлетворяя заявленное налогоплательщиком требование, исходил из того, что действия инспекции по доначислению НДС обусловлены безосновательным переложением налоговых обязательств поставщика и контролирующих им лиц на налогоплательщика, тогда как непоступление НДС в бюджет в связи с неправомерными действиями поставщиков первого, второго и более дальних звеньев является основанием для налоговых претензий к этим компаниям и контролирующим их лицам, а не к налогоплательщику, причастность которого к действиям контрагентов не подтверждена.

Отменяя данный судебный акт и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности налоговым органом обстоятельств, свидетельствующих о том, что самостоятельная ответственность налогоплательщика заключается именно в участии и контроле схемы уклонения от налогообложения с целью получения необоснованной налоговой выгоды в результате неправомерного принятия к вычету НДС посредством использования созданного поставщиком формального документооборота по поставке драгметалла через цепочку поставщиков, не уплачивающих НДС в бюджет. При таком положении апелляционная инстанция признала право налогоплательщика на предъявление к вычету НДС отсутствующим, вне зависимости от факта дальнейшей реализации части ювелирной продукции на внутреннем рынке. Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

Налогоплательщик обратился с кассационной жалобой в ВС РФ, указав, что не получал и не мог получить выгоды от схемы, созданной третьими лицами; не контролировал и не мог контролировать схему, связанную с заемными обязательствами; не был осведомлен о налоговых злоупотреблениях в цепочке поставок.

Суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что налогоплательщик не имеет право на получение налоговых вычетов по НДС, не установил нереальность спорных хозяйственных операций либо невыполнение налогоплательщиком условий, необходимых для возмещения из бюджета заявленных сумм НДС. Данное обстоятельство привело к доначислению налогоплательщику налогов, недовзысканных с банков и поставщика, однако немотивированный отказ от взыскания неуплаченных сумм налогов с бенефициаров схемы нарушает принцип добросовестности налогового администрирования.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебная коллегия указала, что при оспаривании правомерности применения налоговых вычетов по основаниям, связанным с отсутствием экономического источника для вычета НДС налогоплательщиком-покупателем, к обстоятельствам, подлежащим установлению помимо данного факта, также относится реальность приобретения товаров (работ, услуг) налогоплательщиком для осуществления своей облагаемой налогом деятельности, и то, преследовал ли налогоплательщик- покупатель цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий.

Нижестоящими судами не проверены доводы инспекции и возражения налогоплательщика, касающиеся того, преследовало ли общество цели делового характера при приобретении драгоценных металлов у спорного поставщика, либо участие налогоплательщика в данных операциях преследовало цель создания оснований для возмещения НДС при заведомом отсутствии экономического источника вычета (возмещения) налога в бюджете. При новом рассмотрении дела судами необходимо проверить данное обстоятельство, поскольку оно может иметь значение для оценки правомерности применения налоговых вычетов, если в совокупности с иными обстоятельствами позволяет сделать вывод об участии налогоплательщика в организации уклонения от уплаты НДС в связи с поставками драгоценных металлов спорным поставщиком и подконтрольными этому поставщику лицами.

 

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

ФНС совершенствует сервис «Прозрачный бизнес»: появилось больше доступных сведений

ФНС РФ сообщила, что состав сведений, которые можно получить с помощью сервиса «Прозрачный бизнес», расширен.

Теперь, в частности, доступна следующая информация:

- о среднесписочной численности работников организации;

- об уплаченных налогах;

- о сумме недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

- о совершенных правонарушениях;

- о суммах доходов и расходов.

Появилась также возможность с помощью сервиса узнать о том, что поданы документы на гос.регистрацию юр.лиц и ИП.

Более подробно см. здесь

 

Ставки платы за негативное воздействие могут вырасти в 2021 году

Правительство предлагает увеличить плату за негативное воздействие на окружающую среду для 2021 года. Ее размер планируют установить на уровне ставок 2018 года с коэффициентом 1,12.

Напомним, для 2020 года коэффициент равен 1,08, а для 2019 года он составлял 1,04.

Предполагаемое увеличение платы за негативное воздействие связано с ростом потребительских цен, индекс которого на 2021 и 2022 года прогнозируется в размере 3,8%.

Более подробно см. здесь

 

Утверждён перечень видов культурной дея-ти для применения ставки 0 % по налогу на прибыль

Постановление м Правительства РФ от 08.05.2020 № 642 утвержден перечень видов культурной деятельности, осуществляемых музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций.

Постановление вступает в силу с 10 мая 2020 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

 

Утверждена Публичная декларация целей и задач ФНС на 2020 г.

В соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти ФНС России утвердила Публичную декларацию целей и задач на 2020 год.

Среди приоритетных целей:

- повышение эффективности использования инструментов налогового администрирования;

- совершенствование условий для защиты интересов налогоплательщиков в рамках досудебного урегулирования споров и снижения количества налоговых споров в судах;

- повышение эффективности контрольных мероприятий за проводимыми валютными операциями.

В этом году в Публичную декларацию включены меры поддержки бизнеса, принимаемые в условиях распространения COVID-19.

Более подробно см. здесь

 

Предлагается приостановить положения КоАП об ответственности за нерепатриацию

14 мая членом Совета Федерации К. К. Долговым в ГосДуму внесен законопроект № 956716-7 «О приостановлении действия отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается до 1 июля 2021 года приостанавить действие ч. 4, 4.1, 5 - 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ в части ответственности за нарушение срока получения на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также нарушение срока возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (неполученные) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Действие законопроекта предлагается распространить на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.

 

Утверждена форма сообщения о наличии ТС или зем/участков, признаваемых объектами налога

С 1 января 2021 года ст. 23 НК РФ дополняется новым п. 2.2, на основании которого организации обязаны направить в налоговый орган сообщение о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в случае неполучения сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов в отношении указанных объектов за период владения ими.

В целях реализации данных положений Приказом ФНС Росси от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@ утверждены форма, формат, порядок заполнения и порядок направления в налоговые органы формы сообщения о наличии у налогоплательщика указанных объектов налогообложения.

 

В СФ предложили новый подход к налогообложению движимого имущества организаций

В связи с подготовкой общенационального плана действий по восстановлению экономики обсуждается вопрос эффективности действующей в настоящее время льготы в части налогообложения движимого имущества. 

В целях сокращения выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ предлагается сохранить льготу только для имущества, которое принято на учет в качестве основных средств после 1 января 2019 года, а также определить конкретный перечень такого имущества.

В качестве еще одной важной меры по восстановлению экономики предлагается оказать поддержку субъектам  МСП путем продления действия системы налогообложения в виде ЕНВД или обеспечить комфортный переход  с ЕНВД на иные системы налогообложения.

Более подробно см. здесь

 

Расширен функционал сервиса «Узнать о жалобе»

О ходе рассмотрения поданных обращений или жалоб теперь можно узнать, подписавшись на обновления их статуса в сервисе «Узнать о жалобе».

После подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или ФНС России заявителю больше не придется отслеживать изменения ее статуса самостоятельно. Он может подписаться на обновления информации по ней в сервисе «Узнать о жалобе», указав адрес своей электронной почты. На него будут поступать уведомления об изменении статуса жалобы со ссылкой для перехода на сервис для более подробного ознакомления.

Такие уведомления будут направляться заявителю при продлении срока рассмотрения обращения и принятии (направлении) решения (ответа) по нему. Оповещение будет направлено и при перенаправлении жалобы в другой орган, в чью компетенцию входит ее рассмотрение.

Более подробно см. здесь

 

В РФ проводится эксперимент прослеживаемости импортных товаров

В г. Нур-Султане 29.05.2019 было заключено Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – Соглашение).

Соглашение о механизме прослеживаемости ратифицировано Федеральным Законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» и направлена нота о завершении процедуры ратификации Соглашения в Евразийскую экономическую комиссию.

Соглашение предусматривает создание двух сегментов системы:

- внешнего сегмента прослеживаемости (наднациональная система прослеживаемости), который обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами-членами ЕАЭС прослеживаемого товара;

- национального сегмента прослеживаемости (национальная система прослеживаемости), который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 №807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2020 № 2), с 01 июля 2019 г. по 30 июня 2020 г. на территории Российской Федерации проводится соответствующий эксперимент.

Целями эксперимента являются:

- апробация полноты и достаточности функционирования информационной системы в целях обеспечения противодействия незаконному ввозу и обороту на территории Российской Федерации, включая ввоз и оборот контрафактных товаров, а также для выработки направлений дальнейшего развития механизма прослеживаемости товаров;

- подтверждение подлинности товаров, стандартизация и унификация процедур учета их оборота на территории Российской Федерации;

- повышение собираемости таможенных платежей и налогов;

- оценка эффективности и результативности информационной системы;

- подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации;

- определение методики масштабирования информационной системы на товары, не попавшие в прослеживаемость.

В эксперименте могут принять участие заинтересованные лица, совершающие операции с товарами, указанными в приложении к положению Постановления, в соответствии с рекомендациями по проведению эксперимента, направленными в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмом от 04.07.2019 № ЕД-4-15/13072@, а также размещенных на сайте ФНС России.

Более подробно см. здесь

 

Изменится регулирование в сфере кадастрового учета и госрегистрации прав

26 мая Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав», направленный на системное изменение регулирования в сфере кадастрового учета и гос.регистрации прав на объекты недвижимого имущества. 

В целях повышения качества и доступности государственной услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав законопроектом закрепляются полномочия федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав и осуществляющего полномочия в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.

Законопроектом также урегулированы вопросы взаимодействия между многофункциональными центрами, учреждением, наделенным указанными выше полномочиями, и Росреестром, что позволит оптимизировать процесс проведения правовой экспертизы и сократить сроки рассмотрения документов.

Законопроектом предусматривается возможность представления ряда заявлений в форме электронного документа без использования усиленной квалифицированной электронной подписи и осуществление идентификации личности правообладателя посредством Единой системы идентификации и аутентификации.

Предусматривается возможность осуществления государственной регистрации договора аренды части здания, сооружения без представления технического плана в отношении части такого здания или сооружения.

Вносимыми изменениями уточняются основания и перечень лиц, по заявлениям которых осуществляются кадастровый учет и госрегистрация прав, конкретизируется состав сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Законопроектом предусматривается сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

 

Совфед предложил ввести цифровой налог

В  Совете Федерации  предлагают рассмотреть вопрос о введении цифрового налога, предусматривающего налогообложение в стране нахождения потребителей цифровой продукции.

Письмо с таким предложением направлено председателем рабочей группы Совфеда по совершенствованию законодательства в условиях коронавируса Н. В. Федоровым на имя первого вице-премьера А. Р. Белоусова.

Более подробно см. здесь

 

Предлагается создать госорган по проверке признаков фиктивного банкротства

Минэкономики предлагает передать государству полномочия по проверке признаков преднамеренного и фиктивного банкротства у компаний с долгами по налогам свыше 100 млн. руб., стратегических предприятий, а также организаций, которые более чем на 25% принадлежат государству (муниципалитету).

Замглавы Минэкономики И. Э. Торосов сообщил, что проект готовится в рамках реформы сферы банкротства. Сейчас подобные проверки проводят арбитражные управляющие. Проект предполагает, что этим будет заниматься госорган, какой именно — должно определить правительство.

Более подробно см. здесь

 

 

НАЛОГИ И КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

 

КС высказался о вине юридического лица

14 апреля Конституционный Суд РФ принял Постановление № 17-П по жалобе АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад», в которой заявитель просил проверить конституционность ч. 2 ст. 2.1, ч. 1 ст. 2.2, ч. 3 ст. 11.15.1 и п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, а также ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Конституционный Суд РФ признал вышеуказанные нормы не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что:

юридическое лицо лишь тогда подлежит привлечению к административной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно, когда установлен умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, ответственных за исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, и этот вывод надлежащим образом мотивирован в постановлении по делу об административном правонарушении;

в иных же случаях, когда умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, ответственных за исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, из обстоятельств дела не усматривается и при этом имелась возможность для соблюдения соответствующих требований, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, административная ответственность юридического лица может наступать только за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.

 

 

НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ

 

Минфин разъяснил цель изменения СИДН с некоторыми государствами

В Письме от 29.04.2020 № 03-08- 05/35110  Минфин указал на цель предполагаемых изменений СИДН с Республикой Кипр, Республикой Мальта, Герцогством Люксембург, касающихся налогообложения дивидендного и процентного дохода.

Как отмечает Минфин, предлагаемые изменения направлены на борьбу с уклонением от налогообложения посредством использования схем, с помощью которых большая часть доходов российского происхождения выплачивается в конечном итоге российским бенефициарам через транзитную юрисдикцию. Таким образом, Минфин РФ подчеркнул, что предполагаемые изменения не призваны ухудшить положение национальных кипрских, люксембургских и мальтийских инвесторов в экономику России, но направлены на борьбу с уклонистами российского происхождения.

Ведомство отмечает, что предлагаемые изменения в части повышения ставки налога у источника на доходы в виде дивидендов и процентов продиктованы сложной экономической ситуацией как в России, так и в мире в целом, что, в свою очередь, вызвано предпринимаемыми мерами по поддержке населения и экономики России в свете угрозы распространения эпидемии коронавирусной инфекции. Данные меры по поддержке национальной экономики и социальных программ, по мнению ведомства, требуют концентрации финансовых ресурсов и прекращения злоупотребления положениями СИДН инвесторами российского происхождения.

Как сообщает Минфин, вышеуказанный подход к изменению СИДН затронет только те юрисдикции, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для российской экономики. Иными словами, изменения каснутся только так называемых транзитных юрисдикций, в которых расположены компании, самостоятельно не распоряжающиеся указанными доходами, и через которые такие доходы проходят транзитом, попадая в итоге в распоряжение инвесторов российского происхождения.

 

Минфин решил не менять правила налог/резидентства из-за пандемии

Из-за ограничений, введенных для борьбы с COVID-19, многие бизнесмены могут стать налоговыми резидентами стран, в которых не планировали оставаться долгое время.

Представители бизнеса предлагали сделать исключение в 2020 году и не учитывать дни вынужденной изоляции в другой стране для целей  признания налоговым резидентом.

Однако Минфин России сообщил, что не собирается делать послабления для «невольных» налогоплательщиков, застрявших в России из-за пандемии.

Более подробно см. здесь

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

 

В СвОбл принято решение о дополнительной поддержке самозанятых

В Свердловской области расширен перечень самозанятых, имеющих право на получение безвозмездной материальной помощи. Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 21.05.2020 № 328-ПП в список получателей включены плательщики налога на профессиональный доход, зарегистрированные до 1 мая 2020 года.

При этом самозанятые, зарегистрированные до 1 апреля и не снявшиеся с учета к 1 мая, получат из бюджета Свердловской области дополнительную выплату в размере 5 тысяч рублей, совокупно им полагается теперь 10 тысяч рублей.

«Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев принял решение о предоставлении субсидии Свердловскому областному фонду поддержки предпринимательства на осуществление выплат самозанятым. Согласно последнему решению, эта сумма увеличена до 141,755 млн. руб. Благодаря этому появилась возможность расширить перечень плательщиков налога на профессиональный доход, которые могут претендовать на выплату. Теперь и самозанятые, зарегистрированные в период со 2 апреля по 1 мая, получат по 5 тысяч рублей», – сказала министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.

Для того, чтобы подать заявление, необходимо зарегистрироваться на сайте фонда в личном кабинете. Для формирования заявления понадобятся ИНН и банковские реквизиты.

После подачи заявления в течение трех рабочих дней фонд отправляет данные в ФНС. В течение трех-пяти рабочих дней ФНС сверяет все предоставленные данные. После получения подтвержденных данных от ФНС в течение трех рабочих дней самозанятый получает выплату на указанный в заявлении расчетный счет.

Более подробно см. здесь

 

В СвОбл расширены меры налоговой поддержки субъектов МСП

21 мая на заседании Правительства Свердловской области было принято Постановление № 321-ПП, предусматривающее расширение мер налоговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства региона.

Изменения предусматривают расширение перечня видов экономической деятельности, в отношении которых применяется ставка 1% по упрощенной системе налогообложения и ставка 1,1% по налогу на имущество организаций. Теперь эти меры поддержки доступны для 18 дополнительных видов деятельности (розничная торговля, стоматологическая практика, деятельность автовокзалов и автостанций, деятельность музеев и др.).

В итоге пониженная ставка по упрощенной системе налогообложения и пониженная ставка по налогу на имущество организаций будет действовать в отношении 36 видов экономической деятельности.

Изменения также коснулись и Постановления Правительства СО «О реализации отдельных положений Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения внесены в целях совершенствования администрирования и особенностей порядка применения переноса срока уплаты налога на имущество организаций. Данная норма будет распространяться на собственников недвижимого имущества, включенного в перечень объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.

Более подробно см. здесь

 

 

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

 

Правительство завершает работу над общенациональным планом по восстановлению экономики

28 мая Председатель Правительства М.В. Мишустин провёл совещание об объёмах финансирования мероприятий общенационального плана действий по восстановлению экономического роста, занятости и доходов населения.

На сегодняшний день план состоит из девяти разделов и содержит около 500 мероприятий по различным направлениям. Ключевая цель – повышение реальных доходов населения, снижение безработицы, устойчивый рост экономики за счёт внедрения современных технологий, использования новых возможностей рынка труда, а также развития экспорта и активного импортозамещения.

Планом также предусмотрено, что пониженные ставки для МСП, введенные по предложению Президента РФ с 1 апреля, будут действовать только до конца 2021 года.

Срок реализации плана – до конца 2021 года.

Более подробно см. здесь