Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

НАЛОГИ РОССИИ. ИТОГИ 2020. ТОП-10/2020. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики

4.02.2021

Каждый год в январе мы с коллегами подводим «налоговые» итоги ушедшего года. Иногда мы это делаем очень подробно, иногда менее подробно… Но самый главный анализ, ТОП-10 по самым значимым событиям года в сфере налогообложения и налоговой политики, готовится всегда. Этот год не будет исключением.

Анонс

Эпизод 1. Коллапс  системы управления налогами весной 2020 года

Эпизод 2. Изменение налоговой политики в сторону повышения налогов

Эпизод 3. Год величия и триумфа ФНС

Эпизод 4. Кризис применения ст.54.1 НК РФ/h4>

Эпизод 5. Снижение страховых взносов для субъектом МСБ до 15

Эпизод 6. Два великолепных судебных прецедента от СКЭС ВС по поводу "однодневок"

Эпизод 7. Пересмотр позиции России по условиям СИДН с некоторыми офшорными территориями

Эпизод 8. Победное шествие самозанятых по стране

Эпизод 9.  Отказ властей от продления ЕНВД

Эпизод 10. Новые размеры недоимки для целей уголовного преследования за налоговые преступления

Вдогонку... Еще 3 важных налоговых события ушедшего 2020 года

Самые ожидаемые налоговые события 2021 года

  

Вступление (анонс)

Каждый год в январе месяце я со своими коллегами подвожу «налоговые» итоги ушедшего года. Иногда мы это делаем очень подробно (по номинациям), иногда менее подробно (см. 201020162017)… Но самый главный анализ, ТОП-10 по самым значимым событиям года в сфере налогообложения и налоговой политики,  готовится всегда.

Вот и этот год не будет исключением, поэтому здесь и сейчас я анонсирую выход своей аналитики, которая так и называется «НАЛОГИ РФ. ИТОГИ 2020. ТОП-10/2020. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики".

После этого анонса я последовательно буду размещать отдельные посты по схеме «один пост на одно событие». Когда все посты будут опубликованы, я размещу один большой единый пост, где будет много букв, то есть итоговый пост будет большой по объему.

Понимаю, что мой авторский рейтинг тех или иных событий из сферы налогов очень субъективен, поэтому буду признателен своим читателям за изложение своей точки зрения, за добавление примерами и фактами, а также за критические замечания, я всегда готов выслушать другую точку зрения и поспорить.

Отмечу также, что свои соображения по поводу налоговых итогов я уже излагал в подкасте для коллег из Taxadvisor (28.12.2020), на своей открытой лекции «Основные налоговые итоги 2020 года» (от 14.01.2021), в «Налоговой консультации с Аркадием Брызгалиным на «Эхо Москвы – Екатеринбург» (22.01.2021), а также делился материалами с некоторыми печатными СМИ. Поэтому не удивляйтесь, если где-то я промелькну со своими комментариями. 

«Подведение итогов» самый популярный жанр начала каждого года. Что было, что произошло, что это значит, как это скажется на нашем будущем?

А вот и моя ТОП-10 за 2020 год... 

Разумеется, этих событий в несколько раз больше, чем те «десять», которые представленны ниже, да и позиции в моем импровизированном рейтинге очень и очень относительны, ведь, например, для IT-отрасли, самым главным, без сомнения, стал Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ о налоговом маневре и о дополнительных налоговых льготах для налогоплательщиков, работающих в IT-отрасли. 

А вот предприятия газохимии назовут своим наиважнейшим налоговым событием ушедшего 2020 года Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ, которыйпредоставил им отраслевые налоговые льготы.

А может быть кто-то из моих коллег вспомнит и Федеральный закон от 15.20.2020 № 320-ФЗ, согласно которому от НДС освобождена не только продажа активов должников-банкротов, но и вся производимая ими продукция (работы, услуги). И действительно, для НДС это, конечно, одна из важнейших поправок, появившаяся в гл.21 НК РФ в прошлом году.Тем более, что в конце 2019 года этой проблемы был вынужден озаботиться аж сам Конституционный Суд РФ.

Однако…

Из всех многочисленных поправок, новостей и событий есть на мой взгляд такие, которые являются наиважнейшими и предопределяющими для нашей будущей налоговой политики в частности и для налоговой системы в целом. А на нашу с вами жизнь и работу эти "события" повлияют непосредственно.  

Но предварительно, несколько штрихов к началу 2020 года, что от него ожидалось и как это все «воплотилось». 

Что ожидалось в 2020 году?

Вот мой рейтинг 5 самых ожидаемых налоговых событий на 2020 год, составленный 17 января 2020 года.

1)       Что будет с экспериментом по  самозанятыми?

2)       Будет ли у нас новая пенсионная реформа?

3)       Что будет с неналоговыми платежами?

4)       Что будет с новыми дополнительными налоговыми льготами для крупных российских инвесторов?

5)       Будет ли сохранен ЕНВД?

(Слайд из моей лекции 17 января 2020 года)

 

Как вы видите, п.п.1, 4, и 5 в 2020 году так или иначе «разрешились», а вот про п.4 и п.5 никто ни разу и не вспомнил, ибо коронавирус резко и беспощадно изменил расстановку приоритетов.

 

Эпизод 1. Коллапс системы управления налогами весной 2020 года

После 8 марта у России, как и у всего мира, начались проблемы с распространением коронавирусной инфекцией и власти попытались отреагировать.

Неслыханное дело, но на моей памяти это первый и, надеюсь, единственный случай, когда законодатель добровольно передал свои законотворческие функции органу исполнительной власти. Сразу же вспомнились далекие времена из 90х, когда указы президента были юридически сильнее законов, принятых парламентом. Мы как будто бы вернулись в прошлое (хорошо, что ненадолго).

Да, речь идет о Федеральном законе от 01.04.2020 № 102-ФЗ, когда в одночасье Правительство из «главного исполнителя», стало «главным законодателем», причем не только в налоговой сфере.

Наверное, на тот момент решение властей было оправданным, т.к. никто не понимал, что происходит, что делать, «куда бежать», поэтому к резким и может быть даже где-то к не совсем адекватным решениям властей можно отнестись с пониманием (кстати, этот закон бы подготовлен и принят ГосДумой буквально за 3 дня). 

В соответствии с этим законом Правительству делегировались полномочия по оперативному регулированию отношений в сфере налогового контроля, сроков уплаты федеральных и региональных налогов, сдачи налоговой отчетности, взыскания налогов и выставлению требований, отсрочек и рассрочек, применения способов обеспечения обязательств, применения мер налоговой ответственности и т.д.

Уже на следующий день после подписания этого закона Президентом, Правительство принимает Постановление от 02 апреля 2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», в котором были перечислены  первоочередные меры по изменению налоговой политики государства. Фактически это постановление стало «временным налоговым кодексом эпохи коронавируса», в который вносились постоянные поправки и уточнения.

Вообще это время с марта по май 2020 года было очень интересным для современного юриста, когда правовое регулирование осуществлялось в большинстве своем не нормативными актами, а телевизионными обращениями Президента РФ, а толкование его указов и речей осуществлялось устами президентского пресс-секретаря. Да что говорить, в Свердловской области главным источником информации о том «что творится» стал instagram губернатора, в котором он размещал свои указы, пояснения, размышления и ответы на вопросы жителей региона. В одночасье на юристов свалилось множество новых терминов и понятий, «удаленная работа», «самоизоляция», «нерабочие дни с сохранением заработной платы» и т.д. Но таковы были тогдашние реалии, к которым приходилось приспосабливаться.

Кроме базового антиковидного Федерального закона № 102-ФЗ, законодатель стал принимать поправки в НК РФ в качестве реакции на новые вызовы и проблемы. Так, уже 22 апреля была принята новая порция поправок в НК РФ, в которых законодатель отражал свою реакцию на новую реальность.

Так, Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ, от НДФЛ были освобождены выплаты медперсоналу, который работает с covid-19; от НДФЛ были освобождены субсидии субъектам МСП из «пострадавших» отраслей; по налогу на прибыль в расходах для целей налогообложения стали учитываться затраты на дезинфекцию, на приобретение приборов, оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, на закупку медицинских изделий для диагностики (лечения) covid-19 по перечню, утв.Правительством, а также по их сооружению, изготовление, доставку и доведение (без амортизации).

Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ налогоплательщикам было предоставлено право учитывать в расходах для целей исчисления налога на прибыль затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования) для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения covid-19 безвозмездно переданного медорганизациями органам госвласти. По таким операциям также было введено освобождение от обязанности восстанавливать ранее принятый к вычету НДС; необлагаемыми стали доходы по списанным кредитам, полученных на поддержку занятности; от налогов и страховых взносов за II кВ. были освобождены представители МСБ из «пострадавших» отраслей. 

Не будем сейчас перечислять все решения и акты властей, отражающие их метания и поиски, однако в скором времени стало понятно, что ничего страшного не происходит. Во  всяком случае уже 5 мая, в период, когда вся страна оставалась на «самоизоляции», министр финансов Антон Силуанов заявил в интервью газете«Ведомости» о том, что «кардинально менять налоги не планируется».

Это не было лукавством, налоговая система не поменялась, а вот налоговая политика стала меняться буквально на глазах, от одного президентского обращения к другому.

Эпизод 2. Разворот (измнение) налоговой политики в сторону повышения налогов

Конечно, мы не будем говорить о том, что политика на повышение налогов началась именно и только в 2020 году. 

Думаю, что все понимают, что поворот  в сторону «налогового усиления» начался не в 2020 года, а ранее. Достаточно вспомнить и ужесточение правил исчисления НДФЛ при продаже недвижимости, начиная еще с 2014 года, повышение ставки НДС с 18 до 20% в 2018 году, а также различные «кадастровые» поправки по имущественным налогам для бизнеса, да и для граждан.

Однако представляется, что в 2020 году эта тенденция в налоговой политике окончательного сложилась,  сформировалась,закрепилась и, будем надеяться, что достигла своего апогея. 

Ради объективности отметим, что государство предпринимало некоторые шаги по смягчению налоговой политики (льготы компаниям из IT-сферы, да и снижение страховых взносов для МСП с 30 до 15% можно оценить только положительно), однако общая тенденция "на повышение" – очевидна.

Как было записано в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (внесены в ГосДуму Правительством РФ 30.09.2020), власти наметили структурный маневр в налоговой системе, суть которого – «снижение прямых налогов на труд сферы МСП  за счет ресурсных налогов». 

Конечно же, виной всему стала сложная экономическая обстановка в стране, вызванная как первой так и второй волной короновирусной инфекции, которая потребовала от государства мобилизации всех резервов, способных улучшить бюджетную ситуацию.

Так, 23 сентября навстрече с сенаторами Совета Федерации Президент РФ В.В. Путин озвучил цифры, доходы бюджетной системы снизились более чем на 11%, расходы же увеличились на 23%. Такие своеобразные «ножницы» и стали главным поводом и побудительным мотивом для того, чтобы налоговая политика настоящего времени целиком развернулась на «повышение».

Первым «под нож» пошел НДФЛ, который стал взиматься с доходов по банковским вкладам, а также с доходов по некоторым ценным бумагам.

Но более того, власти приняли решение об отказе от плоской шкалы НДФЛ, установив повышенную ставку в размере 15% для доходов свыше 5 млн. руб. Таким образом, политике мягких налогов для населения, которая реализовывалась в России на протяжении почти 20 лет пришёл конец (боюсь предположить, но мне кажется, что в будущем власти еще ни раз обратят свои взоры к НДФЛ, чтобы его повысить или со стороны ставки, или со стороны величины дохода, или льгот).

Кроме того, осенью было принято решение о повышении  НДПИ для некоторых видов полезных ископаемых (введение рентного коэффициента в размере 3.5 (!) (Федеральный закон № 342-ФЗ), повышены на 20% акцизы на табачную продукцию, началась отмена налоговых льгот для нефтяной отрасли, был дал старт пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Люксембургом, Мальтой, Голландией и Гонконгом.

Забегая вперед могу еще отметить отказ властей от продления очень комфортного и привычного для малого бизнеса специального налогового режима «ЕНВД», который действовал в России еще с 1998 года. Причем никакой логики, кроме фискальной, в действиях чиновников в данном случае и не найти.

Можно предположить, что такая тенденция сохранится и укрепится в налоговой политике России и в 2021 году, а также в среднесрочной перспективе, вопрос только в масштабах этой политики и в динамике процесса.

Вот уже и в самом начале 2021 года заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявляет о том, что "потенциала к существенному снижению налоговой нагрузки, а для серьезных стимулирующих мер нужно именно существенное снижение, у государства просто нет", что, на мой взгляд означает, что налоги не только не будут снижаться, но и будут повышены.

Кстати, о повышении налогов в России в течение 2-3 лет говорят и аналитики "Банк оф Америка". 

Эпизод № 3. Год величия и триумфа ФНС

Кто бы что не говорил, но Федеральная налоговая служба РФ в 2020 году стала самым мощным и авторитетным ведомством в России, которое сосредоточило в своих руках огромное количество функции, полномочия, компетенций и т.д. Так и хочется спросить: "Куда вам столько?". 

Но факт остается фактом, равных ФНС сейчас в правительстве ведомств нет, причем этому способствовали как субъективные, так и объективные факторы.

Ради справедливости необходимо отметить, что  возвышение ФНС началось, конечно же,  не в 2020 году, а намного раньше, когда эта служба как-то незаметно фактически стала «выше» своего курирующего Минфина. Во всяком случае, если в начале нулевых законодатель исповедовал алгоритм "Минфин принимает нормативные акты, а ФНС их исполняет", то лет 10 назад пошла другая тенденция "сама ФНС для себя нормативные акты пишет, сама же их и исполняет", хорошо если Минфину в некоторых случаях оставалась функция согласователя. 

Кроме того, здесь можно вспомнить и передачу в 2017 году ФНС функций по взиманию и администрированию страховых платежей и передачу налоговым органам доступа к информационным ресурсам учреждений ЗАГС и прочее.  

Однако в 2020 году, как мне кажется, особенно после назначения бывшего руководителя ФНС М.В. Мишустина председателем Правительства России (фактически, это вторая должность в государстве), сила и авторитет ФНС стали почти абсолютными.

Чем только в настоящее время ФНС не занимается, помимо сбора налогов. Это и регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, валютный контроль и маркировка табачной продукцииконтроль за лотереями и за проведением азартных игр,  банкротствааккредитация филиалов и представительств иностранных компаний и т.д. и т.п.

Судите сами, в  2020 году фактически все предложения ФНС принимались и поддерживались всеми ветвями власти и управления. Почти все планы ФНС, её задумки и хотелки в 2020 были реализованы или ждут своего исполнения в 2021 году. 

Кроме того, в ФНС сосредоточились колоссальные информационные ресурсы: единая база данных с таможенными органами, контролируя законодательство о ККТ ФНС собирает сведения об обороте бизнеса через он-лайн кассы, ФНС получает статистическую и бухгалтерскую отчетность, формируя государственный ресурс бухгалтерской отчетности,  ФНС получает сведения через автоматический обмен информации почти со всеми ведущими странами мира, ФНС формирует всевозможные реестры, например единый реестр субъектов МСПреестр получателей поддержки и т.д.

Я уже не говорю о том, что все банковские учреждения страны находятся практически в подчинении у ФНС, которую банки боятся больше чем свой Центробанк.

А в планах у фискального монстра единый регистр  населения, национальная система прослеживаемостиэлектронный документооборот и т.д.

Боюсь это писать, но всё-таки, если в России будет введен полноценный налоговый контроль за расходами населения (а он рано или поздно в той или иной степени введен будет), то я даже не сомневается, какому ведомству будет поручены администрирование и контроль.

А вот информация  января 2021 года о том, что ФНС разработала единую электронную систему мониторинга налоговых расходов бюджетной системы РФ, причем ФНС выступает здесь единственным поставщиком данных, необходимых при проведении оценки.

Фактически, ФНС стало своеобразным штабом для властей, в котором сосредотачивается масса информации и компетенций. Вот и руководитель ФНС Д.В. Егоров сухо констатирует, что ФНС стало главным поставщиком информации для правительства.

И это еще не всё.

Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности перед самым новым 2021 годом утвердил Концепцию электронного документооборота в хозяйственной деятельности и план мероприятий по её реализации, которая была разработана ФНС России (Протокол президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 25.12.2020 № 34).

Концепция предусматривает комплексный подход к нормативному правовому регулированию в области применения электронной подписи, архивного хранения электронных документов и обеспечения юридической значимости электронного документооборота в сфере хозяйственной деятельности с учетом интересов всех участников рынка.

Планируется, что к 2025 году на электронную форму «перейдет» 95% счетов-фактур, а также 70% транспортных и товарных накладных. Начиная с 2022 г. количество электронных документов в В2В должно увеличиваться не менее чем на 20% в год. С 2023 г. количество истребуемых при налоговом контроле бумажных документов будет уменьшаться не менее чем на 10% (с учетом проверок за прежние «бумажные» периоды). Речь идет о переводе в электронный вид как внешних, так и внутренних документов организаций, а в перспективе — и документов при экономическом обмене в ЕАЭС.

В идеале ФНС намерена к 2025 году перейти к «незаметному налоговому администрированию», которое будет означать, что функции по исчислению налогов от налогоплательщиков перейдут к налоговым органам, которые будут фактически «диктовать» сумму к уплате. А в перспективе может быть и уплата налогов полностью перейдет в руки ФНС, когда налоги будут «сниматься» с плательщиков автоматически.

Иными словами, в 2020 году мы увидели перед собой мега-ведомство или супер-министерство, и коронавирусные события только укрепили позиции ФНС, поскольку именно эта служба (ну и, конечно, Роспотребнадзор) стала основным агентом государства в его взаимоотношений как с бизнесом, так и с населением. 

И кстати, на начало 2021 года осталось недооцененным еще одно событие в сфере "созидания ФНС" - переход на двухуровневую систему управления, которая началась в самом конце 2020 года и пока реализуется только в некоторых не самых ведущих регионах России.  

А еще я не удивлюсь, если стремление ФНС получить упрощенный доступ к банковским счетам физических лиц будет полностью, а может быть даже с лихвой, реализовано в 2021 году, хотя на настоящий момент точные параметры замысла нам не известны. 

  1.  Когда этот пост уже был опубликован, подоспела еще одна "уникальная" новость о том, что сотрудники ФНС России начали запрашивать у производителей поквартальный прогноз изменения цен на значимые продукты (об этом пишет газета "КоммерсантЪ"). Иными словами, ФНС и в данной сфере проявляет себя и вбирает в себя новые полномочия по контролю за ценами. 

Кроме того, как пишет газета "Ведомости", с июля 2021 года ФНС России начнет выпуск бесплатных электронных цифровых подписей (ЭЦП) для российских компаний, индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

Честное слово, хоть продолжай публикацию по мере поступления новых новостей, которые только подтверждают вывод, сделанные в этом материале.

Эпизод 4. Кризис применения ст.54.1 НК РФ

Вот уже более трех с половиной лет  как в первой части НК РФ появилась довольно странная, туманная, но и одновременно как бы жданная статья за номером «54.1» - «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Эта статья была внесена в НК РФ Федеральным законом от 18.07.2017 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ», инициатива по разработке которого принадлежала видному депутату, председателю профильного комитета по бюджету и налогам, одному из соавторов первой части НК РФ – Андрею Михайловичу Макарову.

Вообще надо отметить, что ст.54.1 НК РФ это первая отечественная попытка нормативно урегулировать вопросы «добросовестности» и «злоупотребления правом» в сфере налогообложения. До 2017 года эти вопросы разрешались (причем относительно неплохо  решались)  Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

В тот 2017 год, появление в тексте НК РФ статьи 54.1 НК РФ стало настоящей сенсацией во всем российском налоговом мире. Сотни семинаров/вебинаров, сотни, если не тысячи, публикаций и комментариев, несколько писем ФНС, стилисткой исполненных как будто из  диссертационных исследований. С тех пор страсти немного поутихли, но проблемы по применению этой статьи только копятся. 

 И главный вопрос во всей этой ситуации до сих пор такой: «Ст.54.1, что это, вообще, такое?»

Я, почему-то сразу говорил, что значение этой статьи некоторым практиками переоценивается, хотя, конечно же, мне приходилось подробно рассказывать о ней на  своих семинарах в 2017-2018 гг., а в позапрошлом 2019 году у меня даже появилась самостоятельная лекция на эту тему. Тем не менее, я до сих пор считаю её «переоцененной». По мне так с её появлением в нашей жизни мало что изменилось, ведь практически весь контент «54.1» и без того уже существовал в правоприменительном пространстве.

Кроме того, ст.54.1 НК РФ сама по себе была не только «не новая» и «сырая», но еще и как бы внесистемная, т.е. для того, чтобы она «заработала», одной такой статьи на нормативном уровне «маловато будет». И это очевидно, потому-то и появление этой статьи в НК РФ очень напоминало что-то вроде «плюхи», то есть «плюхнулась» статья в НК РФ, а как её применять, толком никто понять не может.

Кстати, может быть именно поэтому судебная практика так скупо на протяжении более 3 лет эту статью применяет, а Верховный Суд РФ до сих пор по ней ни разу  нормально и не высказался. Хотя по хорошему он должен был бы сразу же при  её появлении издать какое-то разъяснение или информационное письмо, потому что очень уж эта статья по себе несуразно смотрится в НК РФ, как-то одиноко.

А в 2020 году стал очевидным кризис применения этой статьи: законодатель самоустранился, Верховный и Конституционный суды молчат (несколько актов Конституционного Суда РФ ничего не меняют), налоговые органы, кажется, тоже не совсем понимают как эту статью правильно использовать и суют её везде куда можно к месту и не к месту, надеясь, что куда-нибудь кривая судебной практики да выведет. И тем же судам тоже приходится не сладко, потому-то судебная практика в разных округах непоследовательна, противоречива и почти в разнобой. В этой ситуации крайними остаются налогоплательщики.

Именно поэтому и именно в 2020 году о необходимости «что-то делать» наконец-то заговорили, и заговорил главный применитель этой статьи – Федеральная налоговая служба.

Так, выступая на Всероссийском налоговом форуме, который прошел 19 ноября в ТПП РФ, заместитель главы ФНС Виктор Валентинович Бациев заявил, что служба готовит обзор судебной практики по статье 54.1 НК. «Это непростая задача – осмыслить статью 54.1, в многообразии тех ситуаций, которые она охватывает», - сказала В.В. Бациев. 

ФНС планирует выделить незаконные практики и дать по ним уже не абстрактные разъяснения, а подкрепить свою позицию конкретными судебными решениями. По словам В.В.Бациева на 6 ноября было проведено 862 проверки с применением положений стать 54.1 НК. В суды попало 683 дела. То есть почти 80 процентов. Но решения инспекции полностью отменены только в 24 случаях. А в 44 делах требования налогоплательщиков удовлетворены частично. Нет другой категории дел, по которым после досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе, споры попадали бы в суды в таком объеме. Процент по иным делам, где не применяется статья 54.1 НК, в разы ниже.

Вообще, налоговое сообщество ожидало письмо по применению ст.54.1 НК РФ еще до нового 2021 года, поскольку его текст был сформирован и прошел даже ограниченное общественное обсуждение, однако по пути к налогоплательщику документ куда-то затерялся.

Инициатива ФНС совершенно понятна, т.к. это ведомство осталось практически один на один с этим недоразумением законодателя, и кому как не ФНС озаботиться тем, как эту статью применять и приспособить. 

Другое дело, какие позиции и обоснования будут отражены в этом письме, как они будут согласовываться с судебной практикой, ведь очевидно, что полноценно говорить о «практике применения» могут только сами суды. И вообще, поддержит ли судебная практика выводы ФНС и результаты её аналитического обобщения? Тем более, что как таковой "практики" у самих судов еще очень мало...

Вопросов много, но следует признать, что кризис этой статьи очевиден, а обнародование вышеуказанного письма ФНС о практике применения ст.54.1 НК РФ является самым ожидаемым событием января 2021 года. 

Иными словами, ждем-с...  

Эпизод № 5. Снижение страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса до 15%

Обозначая свой авторский рейтинг ТОП-10 важнейших налоговых событий за ушедший 2020 год я нисколько не намеревался помещать в него только негативные для налогоплательщиков события (как кому-то может показаться). Напротив, ради объективности, я хотел бы представить все важные события, хоть со знаком "минус", хоть со знаком "плюс". Поэтому пройти мимо такого грандиозного и немного даже неожиданного события как двукратное снижение ставки страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса, я, естественно, не могу.

Впервые о планах властей снизить ставку страховых взносов  было озвучено в президентском обращении к гражданам России, которое состоялось 24 марта 2020 года. 

Уже 25 марта Президент РФ подписывает Указ № 206 «Об объявлении в РФ нерабочих дней», в котором поручает ГосДуме и Правительству РФ срочно разработать комплекс мер, в том числе и налоговых, с целью не допустить ухудшение положения отечественных налогоплательщиков.31 марта законопроект № 762653-7, внесенный в ГосДуму еще 16.12.2019 и предназначенный для плательщиков ЕНВД и ПСН, был срочно приспособлен для выполнения поручения Президента РФ и уже 31 марта был принят парламентариями во втором и сразу в третьем чтенииВ этот же день, т.е. 31 марта, закон был направлен в Совет Федерации и в этот же день сенаторы закон одобрили. Президент подписал закон на следующий день, т.е. 1 апреля.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ, для субъектов МСП в части выплат, превышающих МРОТ, эти выплаты стали облагаться по ставке 15%. "Превышение" же определяется по итогам каждого календарного периода. 

Если выплаты составляют МРОТ, то обложение будет осуществляться исходя из ставки 30 % (фактически введена регрессия по страховым взносам).

Причем  в своём обращении от 24 марта 2020 г. Президент РФ В. В. Путин сказал о том, что эта мера будет постоянной, а не временной.

Представляется, что это самая действенная и эффективная мера поддержки бизнеса, которую смогли предпринять власти  не  только в начальной стадии пандемии, но и вообще за все последние годы. 

Другой вопрос, что вообще не надо было повышать страховые взносы для малого бизнеса в 2009 году, но сейчас об этом можно говорить только в сослагательном наклонении, а история, как известно, этого не терпит. 

Кроме того, у меня вообще есть подозрение, что такая мера, как снижение страховых взносов было властями уже "принято", но власти ждали подходящего момента, коим и выступил начальный период появления коронавирусной инфекции. Сейчас же приходиться уповать только на благоразумие властей, чтобы они сохранили это ставку как можно дольше. 

Эпизод № 6. Два великолепных судебных прецедента от СКЭС Верховного Суда РФ по поводу «однодневок»

В мае месяце Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ почти одновременно рассмотрела два интереснейших дела, касающихся  возложения на налогоплательщика негативных налоговых последствий за его взаимоотношения с контрагентами, которых налоговый орган признал «однодневками».

Дело в том, что подобными налоговыми спорам, т.е. спорами по обвинению налогоплательщика в работе с «однодневкой» с лишением его вычетов по НДС, а то и расходов по налогу на прибыль, в буквально смысле «завалены» все арбитражные суды страны. Более того, некоторые дела до суда вообще не доходят, т.к. налогоплательщики понимают – этот спор им у налоговой не выиграть. Ведь вот уже более 15 лет ФНС и её территориальные органы неистово борются с «однодневками», нещадно наказывая тех, кому с ними не посчастливилось сработать. 

И ладно если бы налогоплательщики «страдали» за неумную оптимизацию или за обналичку через ими же созданные «номинальные структуры». Очень часто налогоплательщики к «черным» фирмам не имеют никакого отношения, заключают договор, проводят его исполнение, отражают хозяйственные операции в бухгалтерском и налоговом учете и на этом успокаиваются. А через пару-тройку лет начинается эпопея, в которой «крайним» остается не тот, кто налогов не заплатил, а тот кто с ними "посотрудничал". 

Оправдания налогоплательщиков типа того, что «а я откуда знаю», «я контрагентов не контролирую», «я не отвечаю за действия третьих лиц» никого особо не волнуют. Фактически действует принцип «кто не спрятался, я не виноват», когда государство включило механизм «круговой поруки». Получается, что налоговое ведомство  борется с «однодневкам» наказывая тех, кто с ними вступает в работу, т.е. когда за работу с «неправильным» контрагентом ответственность несет не сам нарушитель, а представители бизнеса. Тезис со стороны проверяющих здесь один: «А нечего было с однодневками работать».

И такая практика стала столь повсеместной, что выиграть налоговый спор, если налоговая выявила где-то в цепочке «однодневку», стало может быть и возможным, но это уже сродни чуду.

Несмотря на массовость налоговых споров по «однодневкам», Верховный Суд РФ за несколько лет рассмотрел таковых всего несколько. Так, с 2016 я таких дел насчитал их всего три. В 2016 году это было дело ООО «Центррегионуголь» (№ А40-71125/2015), когда Верховный Суд РФ своим Определением от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 признал доначисление НДС и налога на прибыль незаконным, т.к. противоречивость доказательств налогового органа в его «дежурном» наборе обвинений была признана просто недопустимой.

В 2017 году это было дело АО «СИТИ» (№ А40-120736/2015), когда налоговая инспекция по буквально надуманным основаниям признало «однодневками» действующие предприятиями, которые к тому же работали даже по контрактам с государственными органами (Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 06.02.2017 № 305-КГ16-14921).

В 2018 году тема «однодневок» всплыла по делу ЗАО «НПФ «Технохим» (№ А40-32793/2017), когда налоговая инспекция буквально запуталась в выявлении принадлежности «однодневки» не то к продавцу, не то к покупателю. Тогда Верховный Суд РФ, направляя дело на новое рассмотрение особо указав на то, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему (ст.30 НК РФ), не могут допускать  противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных налоговых проверок (Определение СКЭС ВС РФ от 27.09.2018 № 305-КГ18-7133).

Таким образом, можно предположить, что за несколько лет в практике рассмотрения налоговых споров по «однодневкам» появились и накопились новые вопросы и проблемы, которые объективно требовали нового вмешательства Верховного Суда РФ, что и было сделано в 2020 году.

Первое такое дело было рассмотрено СКЭС Верховного Суда РФ в 14 мая, № А42-7695/2017, дело по АО «СПТБ «Звездочка» (№ А42-7695/2017).

Предприятие в 2013 году заключила договор поставки товарно-материальных ценностей на первые взгляд с нормальной компанией, договор исполнен, ТМЦ поставлены, оплата произведена, налоговые последствия отражены и налогоплательщик со «спокойной душой» поставил НДС к вычету.

Однако в 2017 году (т.е. фактически через 4 года) налоговая инспекция, проверяя предприятие, сделало выводы о том, что представленные на проверку документы «не подтверждают реальность поставки товаров данным контрагентом». Всё как обычно… Даже набор претензий и аргументов вполне «дежурный», который вы можете найти в сотнях, если не тысячах актах и решениях налоговых органов: отсутствие активов и персонала для осуществления поставки товара, в компании-поставщике числиться 1 человек, налоги уплачиваются в минимальном размере, результаты экспертизы показывают, что счета-фактуры и товарные накладные подписывал не директор контрагента, а иное лицо.

Выводы тоже не оригинальные: налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента, не истребовал рекомендации, подтверждающие репутацию поставщика, не истребовал документы реальности его деятельности, не убедился, что документы подписаны «тем кем надо» ну и т.д.

Правда, налоговая не оспаривала реальность поставки, с чем согласились и суды, однако, опять же, в условиях неосмотрительности и учитывая, что «в бюджете не сформирован источник вычета (возмещения) НДС», в этом вычете было отказано.

Единственной может быть особенностью в данном деле можно назвать то, что речь в нём шла о крупном оборонном предприятии, и делать вывод о том, что оно «дружит с однодневками», как то было не совсем правильно. Хотя это тоже показатель, от обвинений по работе с «однодневкой» не застрахован никто.

Все суды согласились с налоговой инспекцией, и, вроде бы, как поётся в известной песне «Никто поделать ничего не смог…», но Верховный Суд РФ подобный набор «дежурных» доводов и доказательств не убедил.

Фактически, СКЭС Верховного Суда РФ, пересматривая дело и направляя его на новое рассмотрение, оценила весь основной комплекс аргументов, которые обычно используются в налоговых спорах подобной категории.

Так, СКЭС  высказался и по поводу «формирования источника в бюджете», и по поводу «осмотрительности» и по поводу «распределения бремени доказывания». Причем «высказался» Верховный Суд РФ достаточно подробно и широко, иногда даже создает впечатление, что ты читаешь не судебный акт, а выдержки из монографического исследования.

В частности СКЭС Верховного Суда РФ особое внимание уделила обстоятельствам  «реальности» хозяйственных операций (в тексте Определения о «реальности» сказано более 10 раз) и еще раз подтвердила давнюю позицию судебной практики о том, что реальность поставки является базовым исходным положением при рассмотрении подобных споров.

"Есть реальность - можно биться, нет реальности - дело не выиграть никогда"

Кроме того, СКЭС Верховного Суда РФ проанализировала расхожий довод налоговых органов про «источник в бюджете», когда утверждается о том, что якобы, если твой контрагент НДС в бюджет не перечислил, то никакого «НДС к возмещению» тебе не причитается.

В принципе, Верховный Суд РФ с таким подходом согласен, указывая, что «…отказ в праве на вычет «входящего» налога обуславливается фактом неисполнения обязанности по уплате НДС контрагентом налогоплательщика или (и) поставщиками предыдущих звеньев в той мере, в какой это указывает на отсутствие экономического источника вычета (возмещения) налога». Тем не менее, как бы полемизирует Суд,  сам по себе этот факт не может быть достаточным, чтобы считать применение налоговых вычетов покупателем.

И дальше вывод: лишение права на вычет НДС возможно, когда налогоплательщик преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, или он знал или должен был знать о том, что его контрагент нарушает налоговое законодательство и таким образом налогоплательщик мог это предотвратить.

Хорошо «проехался» Верховный Суд РФ по еще одному популярному доводу налоговых органов, «контрагент уплачивает налоги в незначительных суммах» и про «должную осмотрительность» подробно написал.

Более подробный авторский анализ доводов и позиции СКЭС Верховного Суда РФ вы можете прочитать в моей статье «Комментарий к Определению СКЭС ВС РФ от 14.05.2020 № 307-ЭС-19-27597 (по делу № А42-7695/2017)».

Во втором деле, которое СКЭС Верховного Суда РФ рассмотрела 28 мая (дело № А40-23565/2018, по заводу «Красцветмет»), обстоятельства и ситуация были схожими с предыдущим делом, поэтому Верховному Суду РФ оставалось только повторить свои выводы и доводы, но с учетом, конечно, конкретных обстоятельств дела.

Иными словами, в 2020 году у налогоплательщиков появились новые дополнительные аргументы для защиты своих прав и интересов и, я думаю, что мы долго будем еще обращаться к тексту этих судебных решений, т.к. в настоящие сложные времена ни один налогоплательщик не застрахован от того, что на его пути ему попадется «однодневка», а, соответственно, любой может быть обвинен в неуплате налогов. 

Эпизод 7. Пересмотр позиции России по условиям СИДН с некоторыми оффшорными территориями

 В своем первом обращении к гражданам России от 24 марта в связи с началом пандемии коронавируса, Президент РФ В.В. Путин среди первоочередных мер защиты государственных интересов особо отметил: «Все выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом…

… Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%. Естественно, это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Прошу Правительство организовать такую работу. Если же иностранные партнёры не примут наши предложения, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. И начнём с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны».

Именно эти слова стали поводом для соответствующих государственных органов (в первую очередь для Минфина и МИДа) для начала кампании по пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных с рядом стран. 

Первыми странами в этом «печальном списке» стали Кипр и Люксембург. И вот уже буквально перед самым новым годом, 30 декабря федеральным законодателем принимаются два закона:

Федеральный закон № 486-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между РФ и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28 июня 1993 года» (законопроект № 1074940-7);

Федеральный закон № 487-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года» (законопроект № 1062979-7). Положения Протоколов устанавливают, в числе прочего, режим налогообложения у источника доходов в виде дивидендов и процентов по ставке в размере 15% с исключениями.

На «подходе» у пересмотру Мальта и Гонконг. 

А вот с Голландией у вышла заминка, так как по сообщениям СМИ Минфин РФ вообще приступает к денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения так как переговоры о его корректировке не дали результата. Россию не устроил предложенный Нидерландами компромисс по налогам, т.к. предложения иностранных партнеров так или иначе сохраняли канал вывода капиталов из России с минимальными налоговыми последствиями. При этом, как сообщает пресс-служба Минфина РФ, Россия готова продолжать переговоры по этой теме еще в течение двух месяцев (см. здесь и здесь).

В данной ситуации возникает несколько вопросов, в частности, зачем подобные меры необходимо стало предпринимать именно в первые дни  пандемии, что это даст экономике и бюджету, как это скажется на наших взаимоотношениях с разными странами, ведь соглашения об избежании двойного налогообложения заключались не просто так, а в целях укрепления сотрудничества и развития инвестиционной активности? Или эти цели сейчас уже не актуальны? Не пострадает ли от этого репутация РФ как договороспособного государства? 

Ну и главный вопрос: "КТО СЛЕДУЮЩИЙ?"

Однако очевидно, что Россия последовательно взяла курс на пересмотр своих подходов к международному налогообложению и могу предположить, что работа по изменению соответствующих соглашений продолжится и в 2021 году. 

И еще новость в продолжение информации о "пересмотре подходов"...

Россия ужесточает условия получения налоговых льгот в соглашениях со многими популярными у  бизнеса странами: доказать право на них станет сложнее, особенно холдинговым компаниям. Новые правила предусмотрены  Международной конвенцией против злоупотреблений налоговыми соглашениями (MLI). Присоединившиеся к  Конвенции страны одновременно и  автоматически усложняют применение льгот, которые позволяют экономить на налогах или вовсе не платить их.

С учетом оговорок, сделанных Россией в соответствии со статьями 35(7)(a)(i) и 35(7)(b), MLI будет применяться для определенных налоговых соглашений с 1 января 2021 г. (как в отношении налогов у источника, так и в отношении иных налогов).

И вот, 20 января Минфин опубликовал список стран, в отношении которых Россия завершила процедуры, необходимые для начала применения MLI c 2021 года. В опубликованном Минфином списке 34 страны. В том числе  - Сингапур, Кипр, Великобритания, Нидерланды.

Более подробно см. здесь и здесь

Эпизод 8. Победное шествие самозанятых по стране

2020 год начался с того, что к эксперименту по введению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», наряду с 4 регионами, присоединились еще 19 субъектов РФ (в т.ч., кстати, и Свердловская область). Однако уже тогда раздавались голоса некоторых экспертов и политиков о том, что новый налоговый режим для самозанятых надо внедрять повсеместно.

Представляется, что ситуация с короновирусом подхлестнула власти  для принятия соответствующего решения и вот уже 30 марта депутатом А.М. Макаровым и сенатором Н.А.Журавлевым в ГосДуму был внесен законопроект № 933027-7 «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", согласно которому субъекты РФ могли вводить этот налоговый режим на своей территории с 1 июля 2020 г.

А уже 31 марта ГосДума сразу в 3х чтениях этот закон приняла, а Совет Федерации в тот же день всё одобрил. На следующий день, 1 апреля, Президент РФ подписывает Федеральный закон «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Таким образом, можно с уверенность утверждать, что «эксперимент закончился» (более подробно позицию автора по этому поводу см. здесь).

Как  указывает на своём официальном сайте ФНС России, с 1 июля специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» был введен в 49 регионах: Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской и Ярославской областях, в Алтайском, Камчатском, Краснодарском, Ставропольском, Приморском и Хабаровском краях, в республиках Алтай, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Коми, Крым, Мордовия, Саха (Якутия), Хакасия, Карелия, Удмуртия, Чувашия, в Севастополе, в Чукотском автономном округе и Еврейской автономной области.

С 3 июля самозанятым можно стать в Республике Адыгея, с 9 июля - в Ульяновской области и Республике Тыва,  с 24 июля - в Северной Осетии, c 1 августа  в Калмыкии и Магаданской области.

На конец 2020 года встало на учет порядка 1 млн. 300 тыс. самозанятых.

Кроме того, самозанятые получили и государственную поддержку в период пандемии, на них были распространены меры поддержки, которые предоставлялись субъектам МСП, самозанятым были возвращены налоги, уплаченные за 2019 год, Правительство Свердловской области приняло решение о выплате каждому самозанятому 10 тыс. руб. 

Иными словами, «самозанятые победили во всей стране», и думаю, что в 2021 году соответствующая глава о «Налоге на профессиональный доход» должна будет появиться в тексте второй части НК РФ, но теперь возникает как минимум три вопроса:

1)       Выполнит ли государство свои обещания о сохранении льготных положений этого режима до 2028 года?

2)       Когда государство перейдет от «политики пряника» к «политике кнута» к тем самозанятым, которые не встают на учет? 

3) Когда государство начнет реальный налоговый контроль за самозанятыми? 

Очевидно, что вопросы не простые и не однозначные, в связи с чем позицию автора по первым двум вы можете узнать пройдя по ссылке.

Эпизод № 9. Отказ властей от продления ЕНВД

Странно, конечно, однако в 2020 году власти оголтело ополчились на ЕНВД и, несмотря на многочисленные предложения и всевозможные ходатайства, не стали его сохранять. В связи с чем с 1 января 2021 года этот режим более на территории России не применяется.

Наша страна впервые познакомилась с «единым налогом на вмененный доход» более 20 лет назад, когда был принят Федеральный закон от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (Кстати, в этот же день, 31 июля 1998 года, Президентом РФ Б.Н. Ельциным был подписан федеральный закон о введении на территории России с 1 января 1999 года первой части НК РФ). 

Тот закон утратил силу с 1 января 2003 года (Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ), в связи с тем, что с 1 января 2003 года во второй части НК РФ появилась соответствующая глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Но это, конечно, история....

А еще напомню, что вопрос об отмене ЕНВД вставал в нашей стране не в первый раз. Так, еще почти 10 лет назад, в далеком 2010 году в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2011 и на плановый период 2012 и 2013годов (Одобрено Правительством РФ 20.05.2010) было указано, что сфера применения ЕНВД будет сокращаться, причем далее говорилось, что в перспективе эта система вообще будет отменена.

Уже в 2012 году был принят Федеральный закон от 29.06.2012 № 97-ФЗ, в соответствии с п. 8 ст.5 которого было установлено, что система ЕНВД отменяется с 1 января 2018 года.

Однако в 2016 году власти решили, что «торопиться не надо» и было принято решение не отказываться от ЕНВД и продлить его действие еще на несколько лет. Так в соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.06.2016 № 178-ФЗ, этот режим был сохранен до 2020 года (включительно).

Однако Минфин РФ в 2019 году громогласно заявил о том, что «время отсрочек прошло» и решение принято, ЕНВД продлятся не будет.

 Интересно отметить, что у ЕНВД нашлось множество защитников. Так, ЕНВД просили оставить не только представители бизнеса, но и некоторые политики. О поддержке идеи оставить ЕНВД заявляли некоторые регионы, в том числе и  наша Свердловская область.

Более того, начиная с февраля 2020 года в ГосДуму было внесено 4 законопроекта о сохранении ЕНВД до 2024 года: 

№ 899026-7 (инициатор – Еврейская автономная область), 

№ 1003319-7 (инициаторы – 9 сенаторов и 1 депутат ГосДумы), 

№ 1013197-7 (инициаторы – 8 депутатов ГосДумы), 

№ 1033331-7 (инициатор – Ленинградская область).

И тем не менее, победила позиция Правительства и лично его председателя М.В. Мишустина.

Как так получилось? Как так произошло?

Немного статистики, по состоянию на 2018 год количество налогоплательщиков,  представивших налоговые декларации по  ЕНВД,  составляет 2 072 711, из них организации – 261 883, ИП – 1 810 828. 

За 2018 год они перечислили в бюджет 63,163 млрд., что эквивалентно 4% от всего объема налоговых поступлений за указанный период. ЕНВД очень удобный, комфортный и достаточно щадящий налоговый режим для малого бизнеса.

Причем объяснения властей своему решению по его отмене более чем неубедительны, то ли ЕНВД устарел в наш цифровой век (как устарел, ну и что, даже если "устарел"), то ли этот режим скомпрометировал себя массовым (сколько?) уклонением от уплаты налогов.

Как сказал еще в 2019 году Министр финансов А. Силуанов в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации, Минфин не рассматривает возможность продления действия специального налогового режима в виде системы «Единый налог на вмененный доход» после 2020 года. По мнению министра, ЕНВД оказался не самым эффективным режимом налогообложения, потому что через ЕНВД происходит существенное уклонение от уплаты налогов.

Таким образом,  получается, что ЕНВД, успешно просуществовавший в нашей стране более 20 лет, вдруг в одночасье стал «вредным» и требующим отмены, по причинам его якобы особой «уклоноемкости». С этим можно было бы, наверное, согласиться, если бы тот же министр или его подчиненные попробовали на цифрах показать, в чем же конкретно и сколько состоит некое злоупотребление. Сколько из более 2 млн. субъектов, применяющих ЕНВД «злоупотребили»?

Есть хорошая датская поговорка: «Мешок денег перевесит два мешка истины». Именно эта поговорка мне всегда вспоминалась, когда я читал о позиции властей не сохранять ЕНВД на будущее.

Ни обращение авторитетных деловых сообществ, ни законодательные инициативы депутатов, сенаторов  и регионов, ни заступничество Уполномоченного по защите прав предпринимателей  Б.Ю. Титова, не возымели на наши власти никакого действия.

Как говорил М.В. Мишустин еще будучи руководителем ФНС: «Цифровизация и внедрение современных технологий позволяют сделать экономику более прозрачной, и благодаря онлайн-ККТ мы увидели реальные расчеты бизнеса. Анализ выручки плательщиков ЕНВД показал, что средняя ставка налога составляет 0,81%. Средний размер вмененного дохода плательщика ЕНВД составляет 450 тыс. руб. в год, а средняя выручка, по данным онлайн-ККТ,— более 12 млн руб. в год, то есть в 27 раз больше среднего вмененного дохода».

Таким образом, по мнению Правительства, енвд-шники «недоплачивают», поэтому цель при отмене ЕНВД была одна единственная – сугубо фискальная. Вообще же Правительство рассчитывает, что максимально возможный прирост налоговых отчислений в результате отмены ЕНВД составит 51 млрд. рублей (прирост в 3,2% от всех налогов). Верность или ошибочность таких расчетов покажет будущее, а нынешним представителям малого бизнеса с этого года придется приспосабливаться к новым условиям налогообложения, переходя или на патентную систему налогообложения (ПСН)  (для ИП), или на УСУН или даже на общую систему. 

По данным ФНС из 1,3 млн. предпринимателей, плативших на конец 2020 года отмененный с 1 января ЕНВД , альтернативный налоговый режим выбрали уже 96,2%. Из них:

57,5% из числа определившихся выбрали УСН

40% — патентную систему налогообложения (ПСН)

2,5% — налог для самозаняты, налог на профессиональный доход.  

Эпизод № 10. Новые размеры недоимки для целей уголовного преследования за налоговые преступления

В 2016 году в России были установлены новые размеры недоимки для определения "уголовно-правовой" недоимки, т.е. недоимки, которая позволяла бы применять против налогоНЕплательщика меры уголовно-правового преследования. Те размеры недоимки продержались почти 4 года.

1 апреля Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 73-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и ст.281 УПК РФ», в котором были изменен подход законодателя к определению квалифицирующих признаков деяний, способных повлечь уголовную ответственность за налоговые деликты. Поправки были внесены в примечания ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ.

Если ранее, наряду с фиксированными суммами недоимки должна была учитываться еще и доля неуплаченных/уплаченных налогов, то сейчас в УК РФ исключены положения, ставящие размер "неуплаты" в зависимость от доли недоимки в общей сумме исчисленных и уплаченных налогов. После того, как поправки из Федерального закона № 73-ФЗ вступили в силу, нижний предел крупного и особо крупного размера устанавливается только в виде фиксированных сумм, которые, как и период определения недоимки, не изменились. 

Статья УК РФ

 Размер недоимки

 

198

Крупным размером недоимки признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд два миллиона семьсот тысяч руб., а особо крупным размером – сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд тринадцать миллионов пятьсот тысяч руб.

199

Крупным размером недоимки признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов руб., а особо крупным размером –  сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов руб.

 

Крупным размером для целей ст. 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов руб., а особо крупным размером – сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов руб.

 

Крупным размером для целей ст.199.3 УК РФ признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд один миллион восемьсот тысяч руб., а особо крупным размером –  сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд девять миллионов руб.

 

Крупным размером для целей ст. 199.4 УК РФ признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд шесть миллионов руб., а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд тридцать миллионов руб.

 В первую очередь, новые поправки опасны для руководителей крупного бизнеса России, так как любая «мелкая» по меркам большой организации недоимка автоматически создаёт риски уголовного преследования его руководителей.

Федеральный закон вступил в силу 12 апреля 2020 г.

Вдогонку…. Ещё 3 важных налоговых события ушедшего 2020 года

Вроде бы всё написал... 

Но не могу удержаться и отмечу еще одну «тройку лидеров», которые может по своему значению и менее масштабны, чем вышепредставленные налоговые события, однако умолчать о них нельзя.

 1.       Введение новых инвестиционных льгот для инвесторов

Вопросы повышения инвестиционной активности в России уже почти 10 лет являются самыми обсуждаемыми как у экономистов, так и у политиков. В 2019 году по инициативе Правительства даже был разработан «пакет инвестиционных законов», который по замыслу властей должен  был оживить инвестиционный климат.

И вот, 1 апреля Президент РФ Путин В.В. подписал Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменения в ст. 5 части I НК РФ». Это знаменитый законопроект № 828239-7, который был внесен в ГосДуму 2 ноября 2019 года. 

Цель поправок - обеспечить неизменность законодательства о налогах и сборах для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений. В законе закреплены особенности неприменения к таким лицам новых налоговых актов, вступающих в силу после включения лица в реестр участников соглашений. Исключение - акты, вводящие налоговые льготы.

В  соответствии с поправками в ст.5 НК РФ в отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с субъектом РФ, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

 Так же в тот же день, 1 апреля, В.В. Путин подписал Федеральный закон № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в РФ". Проект этого закона за № 828237 был внесен в ГоДуму Правительством РФ тоже еще 2 ноября 2019 года.

Так, закон позволяет обеспечить предприятия, которые реализуют инвестиционные проекты, предсказуемость и стабильность правового регулирования на весь срок этого инвестиционного проекта. Главным условиям доступа к этим "защите и поощрении" выступит Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которое заключается при условии, что по такому Соглашению будет осуществлен новый инвестиционный проект в одной из областей российской экономики (за исключением игорного бизнеса, оптовой и розничной торговли, строительство, а также модернизация, реконструкция, административно-деловых центров и торговых комплексов, жилых домов).

В отношении предприятий, реализующих инвестиционный проект, будет действовать особая стабилизационная оговорка, согласно которой на инвестора не будут распространяться акты и решения органов власти, ухудшающих условия ведения деятельности, связанной с осуществлением проекта, по сравнению с применявшимися на момент заключения СЗПК.

Речь идет, в частности, о следующих актах (решениях):

  •   увеличении ставок вывозных таможенных пошлин;
  •  о введении дополнительных обязанностей и уменьшении объема прав собственников и арендаторов земельных участков;
  •  об изменении порядка определения арендной платы за публичный земельный участок;
  •  об изменении процедур, связанных с градостроительной деятельностью.

Данные акты и решения не будут применяться в течение определенных сроков.

Во исполнение вышеуказанных законов Правительство 01.10.2020 приняло ряд постановлений № 1577 и № 1599, которыми были установлены порядок и условия оформления и подписания соответствующих соглашений о защите инвестиций.

Вообще, в настоящее время трудно сказать, как эти решения скажутся на экономике и инвестициях в будущем, однако сам факт появления этих законов, безусловно  будет способствовать появлению в в нашей стране крупных инвестиционных проектов.

  2.       Установление "переходного периода" в случае превышения пороговых значений доступа к УСН

Настоящий подарок преподнес налогоплательщикам, применяющим УСН наш законодатель, приняв Федеральный закон  от 31.07.2020 № 266-ФЗ «О внесении изменений в гл. 26-2 части II НК РФ и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть II НК РФ», о переходном периоде для тех, кто не «удержался» на УСН и потерял право на применение этого льготного режима.

Законом  предусмотрен переходный период для налогоплательщиков УСН, у которых по итогам отчетного (налогового) периода доходы превысили 150 млн. руб., но не более чем на 50 млн. руб., и (или) средняя численность работников превысила 100 человек, но не более чем на 30 человек.

В этом случае ставка единого налога увеличивается до 8 % для налогоплательщиков с объектом «доходы» и до 20 % для налогоплательщиков с объектом «доходы-расходы».

Если в следующем налоговом периоде за «периодом превышения» налогоплательщиком соблюдены общеустановленные лимиты в 150 млн. руб. и 100 работников, то налогоплательщик вправе применять УСНО с уплатой налога по ставкам 6 и 15 % соответственно.

Но мне одному кажется, что "ограничение по численности" совершенно лишнее. Зачем? Пусть создается как можно больше рабочих мест! 

 3.       Защита арбитражными судами  «налоговой реконструкции»

2020 год начался с бурных обсуждений так называемой "налоговой реконструкции".

Дело в том, что буквально сразу же после нового года, было обнародовано письмо Минфина РФ от 13.12.2019 № 01-03-11/97904,  в котором финансисты, поддерживая своих коллег из ФНС России написали о том, что после внесения в НК РФ ст.54.1 НК РФ никакая «налоговая реконструкция» не применяется.

Напомню "налоговая реконструкция", это определение налоговых последствий сделки (сделок), исходя из их реального экономического смысла. Но если говорить о практической составляющей, то, благодаря применению налоговой реконструкции, налогоплательщики, сработавшие с "однодневкой", имеют возможность участь для целей исчисления налога на прибыль реально понесенные деловые расходы (исходя из доказанных рыночных цен). НДС, правда, в этой ситуации теряется полностью, но хотя бы "прибыль" можно отстоять. 

Главным судебным прецедентом в этой связи, на который все и ссылались, было знаменитое "Камское дело", когда в 2012 году, Президиум ВАС РФ в постановлении от 03.07.2012  № 2341/12  указал, что при принятии налоговым органом решения, в котором была установлена недостоверность представленных документов и содержались предположения о наличии в действиях налогоплательщика умысла на получение необоснованной налоговой выгоды либо непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента, реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных затрат должен определяться исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам (более подробно см. у меня в блоге здесь и здесь).

И вроде бы по этой проблеме все было спокойно и нормально, но в 2017 году всё изменилось,в августе 2017 г. вступила в силу ст. 54.1 НК РФ, введенная в действие Федеральным законом от 19 июля 2017 № 163-ФЗ.

Неоднозначное содержание этой статьи стало основанием для фискальных органов полагать, что с 2017 г. никакой "налоговой реконструкции" большее не допускается, потому что потеря права на применение расходов и вычетов, это такое некое "наказание", которое накладывается на тех, кто допускает работу с недобросовестными контрагентами. Такая позиция, в частности, была закреплена в письмах ФНС от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ и от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@. И хотя на семинарах и встречах с налогоплательщиками представители ФНС по поводу современного состояния дел с "налоговой  реконструкцией" отвечали "пусть судебная практика разрешит этот вопрос", для себя фискальные ведомства четко держали позицию - "с 2017 года никакой налоговой реконструкции нет"!

В 2019 году начались первые судебные споры по этому поводу.

Так, самым известным из них стало дело компании «Кузбассконсервмолоко» (№ А27-17275/2019), которое с 2019 года перешло в 2020 год.

Интересно отметить, что в 2019 году по первой инстанции налогоплательщик дело выиграл и решением АС Кемеровской области от 25.09.2020 требования налогоплательщика были удовлетворены. Суд I инстанции отклонил доводы ИФНС (кстати, со ссылкой на письма ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ и от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@), согласно которым введение в действие ст. 54.1 НК РФ является основанием для кардинального изменения судебной практики. Но, к сожалению, 2020 года начался совсем не позитивно, так как 14 января 2020 г. Седьмой ААС (Томск) своим определением отменил решение суда I инстанции.

Чем же это всё закончится, гадало все налоговое сообщество первую половину 2020 года.

И вот, 09 июля 2020 года АС Западно-Сибирского округа отменил определение Седьмого ААС и своим постановлением № Ф04-611/2020 оставил в силе решение АС Кемеровской области.

АС Западно-Сибирского округа в постановлении указал:

 ·         Является ошибочным довод ИФНС о том, что при установлении налоговыми органами наличия в рамках заключенных налогоплательщиком сделок (операций) хотя бы одного из двух обстоятельств, определенных в п. 2 ст. 54.1 НК РФ, ему должно быть отказано в праве на учет понесенных расходов, а также заявления по ним к вычету (зачету) сумм НДС в полном объеме;

  •       Из толкования ст. 54.1 НК РФ следует, что при формальном документообороте с заявленным контрагентом, но при фактическом исполнении обязательства третьим лицом при несоблюдении условий п. 2 указанной статьи, установлен запрет на получение необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком именно по недостоверным (формальным) документам, что не освобождает налоговые органы от обязанности проверить осуществлялись ли в действительности какие-либо хозяйственные операции под прикрытием формального документооборота, выявить их действительный экономический смысл и определить действительный размер соответствующих налоговых обязательств;
  •       Суд сослался на пояснительную записку к законопроекту № 529775-6, в котором было указано, что проект подготовлен с целью защиты налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Обосновывается преемственность законопроекта правоприменительной практике, которая  была выработана при рассмотрении налоговых споров, связанных с признанием (непризнанием) обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды, в том числе Постановлению № 53;
  •       Суд, со ссылками на принцип обоснованности налогов, сделал вывод о том, что ИФНС и суд апелляционной инстанции применили п.2 статьи 54.1 НК РФ в отрыве от основополагающих положений действующего налогового законодательства, а именно положений статьи 57 Конституции РФ, ст.3НК РФ;
  •       Суд сделал вывод о том, что выявление искажений в сведениях о фактах хозяйственной деятельности предполагает доначисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, таким образом, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом. В рассматриваемом случае, - как если бы договоры были напрямую заключены с сельхозпроизводителями.

Укрепил позиции сторонников "налоговой реконструкции" и Конституционный Суд РФ, которые  29.09.2020 в своём отказном Определении № 2311-О указал, что ст.54.1 НК РФ ничего принципиально не поменяла ни в законодательстве, ни в практике, а значит (это уже мы домысливаем, КС РФ так не написал), те подходы, которые заложил Президиум ВАС РФ еще в 2012 году должны быть сохранены и на сегодняшний день.

Таким образом можно сделать вывод о том, что налоговая реконструкция сохранила свои позиции, хотя, конечно же, окончательно по этому поводу может высказаться только Верховный Суд РФ.

Самые ожидаемые налоговые события 2021 года

Гадать о будущем - дело в высшей степени неблагодарное. Я когда еще 22 января размещал только первый пост по теме "Налоговые итоги 2020" в качестве примера показал мои ожидания на 2020 год, которые испытывал в январе. А на поверку из 5 "ожидаемых событий" с двумя точно не угадал. 

И тем не менее... Что нам ждать от 2021 года? С какими проблемами мы заходим в этот год? 

Вот моя горячая "семерка" Давайте, коллеги, накидаем еще...

1)       Каким образом и в какой степени будет дальше повышаться налоговая нагрузка на граждан и бизнес? 

В том, что политика повышения налогов сохранится и в 2021 году я даже и не сомневаюсь. Весь вопрос какими темпами это всё будет происходить и какие налоги будут повышаться. 

Могу предположить, что с 2022 года будет еще повышен НДФЛ, не забудут власти и про НДПИ и прочие "акцизы". А может даже (чур меня) и про НДС что-то придумают, тем более, что опыт был, помните, так называемый "специальный налог", или как его называли "специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства РФ и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей". Ничего не напоминает? Этот спецналог размером в 3% взимался вместе с НДС и был такой своеобразной "прибавкой" к нему. Правда действовал он с 1994 по 1995 гг., но намучиться с ним многие успели.

2) Выход письма ФНС «О практике применения ст.54.1 НК РФ»

Как я уже писал,  кризис применения ст.54.1 НК РФ потребовал вмешательства профильного ведомства и в прошлом, 2020 году, в недрах ФНС был разработан проект письма "О практике применения ст.54.1 НК РФ". В этом письме налоговики попытались обобщить свои представления, а также основные подходы судов при разрешении споров с применением этой неоднозначной статьи. 

 Вообще же многие ожидали выход этого письма  еще в конце декабря 2020 года или к 24 января 2021 (к годовщине назначения на должность замруководителя ФНС главного "вдохновителя и организатора" этого письма Виктора Валентиновича Бациева), однако на сегодняшний день это письмо "задерживается" где-то в пути. Но уже сейчас всё профессиональное налоговое сообщество отмечает, что появление этого письма станет очень серьезным событием в для всей практики применения законодательства о налогах и спорах. 

3) Какие нормативные акты будут приняты в целях введение электронного документооборота для полной цифровизации налоговой системы

Как сказал 20 ноября в своём интервью газете "КоммерсантЪ" руководитель ФНС РФ  Д.В. Егоров в 2021 году его служба должна реализовать "нормативный этап", т.е. к концу года  ожидается подготовка и принятие недостающих нормативно-правовых актов в сфере электронного документооборота. 

Ну а дальше планируются следующие этапы, которые в конечном итоге должны привести к 100% электронному документообороту и к переходу на исчисление всех налогов не налогоплательщиками, а налоговыми органами.   

Но получится ли? 

4)       Начнется ли в 2021 году налоговый контроль над самозанятыми?

В настоящий момент мы видим, что власти исповедуют "политику пряника" для широкого внедрения специального режима "Налог на профессиональный доход" в целях легализации так называемой "гаражной экономики" или, говоря по другому, "обеления серого сектора занятости". Ведь до 2019 года участники этого сектора фактически никак не были привлечены в формированию бюджетных доходов. 

Понятно также, что этот этап не будет вечным и власти от акций "пропаганда", увещевания и поощрения, всё равно будут вынуждены перейти к более суровым мерам для того, чтобы добиться поставленных целей и вовлечь в легальный оборот максимальное количество самозанятых. 

Но когда произойдет этот "силовой поворот"? Может быть в 2021 года или в следующем, в 2022 году? Как это будет реализовываться, будут ли введены новые формы налогового контроля с рейдами-облавами и "контрольными закупками"? Или власти ограничатся на первых порах только налоговым контролем за безналичными платежами самозанятых (что вероятнее всего)? 

Ответить на эти вопросы может только скорое будущее...

5) Введет ли государство упрощенный налоговые контроль за банковскими счетами и операциями граждан? 

Фактически на этот вопрос ответ уже есть и ответ этот "ДА"...

27 января ГосДума в третьем чтении приняла правительственный законопроект № 1025680-7 «О внесении изменений в ч. I HК РФ», в соответствии с которым предусмотрена обязанность банков предоставлять налоговым органам имеющиеся в их распоряжении документы, связанные с открытием, ведением и закрытием счетов, распоряжением денежными средствами на счетах, а также информацию о бенефициарах, выгодоприобретателях и представителях клиента. Такие документы могут быть запрошены налоговыми органами, как в отношении юридических лиц и ИП, так и в отношении физических лиц. В последнем случае потребуется, правда, согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС. 

Могу предположить, что этими поправками власти не ограничатся, и мы и дальше будем наблюдать наступление ФНС на банковскую тайну физических лиц. 

6) Будет ли денонсировано СИДН с Голландией?

По сообщениям СМИ, Минфин РФ приступает к денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Голландией, так как переговоры о его корректировке не дали результата. Россию не устроил предложенный Нидерландами компромисс по налогам, т.к. предложения иностранных партнеров так или иначе сохраняли канал вывода капиталов из России с минимальными налоговыми последствиями. При этом, как сообщает пресс-служба Минфина РФ, Россия готова продолжать переговоры по этой теме еще в течение двух месяцев (см. здесь и здесь).

Очень надеюсь, что дипломатам и фискалам как-то удастся договориться между собой, так как расторжение договора с такой ведущей экономический юрисдикцией как Голландия не коим образом не будет способствовать репутации России как договороспособного государства. Да и крайними в этой ситуации останутся налогоплательщики обоих стран, которые стремились к взаимному сотрудничеству.   

7)       Вспомнит ли Минфин о неналоговых платежах, ведь проблема до сих пор не решена?

Проблема неналоговых платежей в России не может решиться с ... 1991 года. 

В конце 2015 года, вроде бы вопрос этот начал как-то двигаться и по этому поводу высказался даже Президент РФ В.В. Путин на встрече с председателем ТПП России Сергеем Катыриным. В 2017 году я у себя на блоге  даже завел специализированную рубрику "Неналоговые платежи" .

Вариантов решения проблемы неналоговых платежей было несколько, сначала говорили о создании какого-то единого реестра, а в 2019-2020 года ожидалось, что какая-то часть неналоговых платежей будет "внедрена" во вторую часть Налогового кодекса РФ. 

Однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы и сейчас о неналоговых платежах практически никто не вспоминает (ну, кроме нас с вами, или  когда надо что-то повысить).

Очевидно, что эту проблему так или иначе, но надо будет решать, поэтому я думаю, что к середине года мы увидим возобновление Минфином работы по приведению неналоговых платежей к какому-то единому правовому знаменателю.