Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства
+7 (343) 350-12-12
+7 (495) 788-39-51

Статья специалистов ГК «Налоги и финансовое право»: (Не)одновременная отгрузка и вывозные пошлины

2.10.2025

Многие ли менеджеры и логисты задумываются о том, как именно отгружать товар при его поставках на экспорт? Точнее, как и когда передавать его перевозчику. Большинство ответит, что порядок отгрузки должен соответствовать условиям контракта, и будут, безусловно, правы. Однако часто ли в контрактах подробно описывается этот процесс и что именно в них указывают кроме финальных сроков и пункта отгрузки? Многие ли менеджеры и логисты при этом изучают Порядок заполнения декларации на товары (Порядок заполнения декларации на товары, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257)… А между тем невыполнение его требований для многих декларантов послужили причиной серьезных претензий и доначислений таможенных платежей. 

Порядок заполнения декларации на товары требует, чтобы в одной ДТ декларировались сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.
 
Под одной товарной партией при вывозе товаров с таможенной территории рассматриваются товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств - членов Союза ….
 
Расшифровки понятия «одновременно» Порядок не содержит, но, как следует из судебной практики, таможенные органы понимают под этим отгрузку в один день.
 
Отгрузка (это понятие упоминается только в статье 116 ТК ЕАЭС) означает сдачу товаров перевозчику, который будет осуществлять их международную перевозку, а если перевозка мультимодальная, то первому перевозчику, который осведомлен о том, что целью перевозки является вывоз товаров с таможенной территории Союза. Именно такое пояснение для определения первого перевозчика дали в свое время Пленум ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 (п. 18) и Верховный Суд РФ в Определении от 27.04.2018 № 307-КГ18-1802 по делу № А44-9467/2016. Поэтому им не всегда будет ОАО «РЖД», как чаще всего считают проверяющие из таможни. Момент сдачи товара перевозчику на практике определяется таможенными органами по дате штампа о приемке товара к перевозке.
 
Чем же грозит невыполнение этого правила? Уверены, что многие экспортеры нам скажут, что оно не соблюдалось ими без каких-либо последствий.
 
Риск возникает в случае изменения ставки вывозной таможенной пошлины на экспортируемые товары в период его отгрузки и вывоза за пределы ЕАЭС, когда она повышается к моменту пересечения товаром границы Союза.
 
Таможенные органы считают, что если в одной ДТ задекларирован товар, который был принят перевозчиком в разные даты (по проставленным им штампам на товарно-транспортных документах), то независимо от того, мог ли экспортер повлиять на этот процесс, правило об одновременной отгрузке им нарушаются. При этом весь товар, не вошедший в первую отгрузку, является незадекларированным и незаконно перемещенным через таможенную границу.
 
Как следствие, по правилу п. 2 ст. 6 ТК ЕАЭС таможенные платежи по таким товарам рассчитываются по ставкам, действующим на день пересечения товарами таможенной границы, а не на день подачи ДТ, как обычно.
 
Соответственно, если товар принимался перевозчиком в течение нескольких дней, а ставка вывозной таможенной пошлины на товар ко дню пересечения им границы Союза выросла, то ко всем отгрузкам, кроме первой, таможня применит уже новые, более высокие, ставки.
 
На сегодняшний день судебная практика практически полностью выступает на стороне таможенных органов. Даже если экспортерам удавалось убедить в своей правоте суды нижестоящих инстанций, на уровне кассации решения отменяются и выносятся в пользу таможенных органов (дело № А26-3636/2024 по спору ООО «Металлстиль» с Карельской таможней, дело № А51-1152/2023 по спору ООО «Велес ВЛ» с Читинской таможней, дело № А73-11471/2024 по спору АО «Кургансемена» с Хабаровской таможней, дело N А56-41212/2023 по спору ООО "Метлайн Трейд" с Балтийской таможней и др.).
 
Учитывая изложенное, экспортерам можно дать следующую рекомендацию: если в отношении товара есть риск повышения ставки вывозной таможенной пошлины, то особое внимание следует уделить порядку его отгрузки – передать его перевозчику одновременно и проследить чтобы на штампе (штампах) в товарно-транспортных документах стояла одна и та же дата его приемки к перевозке.
 
В ином случае экспортеру может грозить доначисление вывозной таможенной пошлины и пени, а также привлечение к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование товара.
 
В ближайшее время мы расскажем о случаях отгрузки товаров в течение определенного периода времени …
 
Изображение: www.freepik.com
 
 
Заместитель директора
по юридическим проектам
Центра «Налоги и финансовое право»
 
Главный специалист
по юридическим вопросам
Центра «Налоги и финансовое право»