Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

Распространяются ли меры гос/поддержки (Указ Президента № 239, Постановление Правительства № 409) на экологический сбор

15.04.2020

 

Описание ситуации:
Официально опубликованный Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установил, что период с 4 по 30 апреля 2020 года включительно - это нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
 Кроме того, малый и средний бизнес получил право применять пониженные страховые взносы на основании подписанного Президентом РФ Федерального закона № 102-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».
 
Вопрос:
Возможно ли на основании Указа Президента РФ перенести срок оплаты экологического сбора с 15 апреля 2020 г. на первый рабочий день, а именно на 6 мая 2020 г.
 
Ответ:
Очень интересный вопрос.
Вообще, наши "законодатели", кажется вообще забыли о неналоговых платежах в период кризиса, и вообще о них ничего не говорят и, соответственно, ничего не регулируют.
И все-таки, что же с ними делать?

В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ к законодательству о налогах и сборах относится НК РФ и

принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах, сборах, страховых взносах.

Напомним, что экологический сбор введен Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и в настоящий момент не является «налоговым» платежом.
То есть, можно предположить, что поскольку экологический сбор не установлен законодательством о налогах и сборах, значит, к срокам его уплаты не применяются правила, предусмотренные положениями п. 1, 6, 7 ст. 6.1 НК РФ.
Однако мы считаем по-другому.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 6.1 НК РФ сроки уплаты сборов, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, фискальный сборы являются частью бюджетно-фискальной системы РФ и на них также должны распространяться все правила и требования, которые распространяются на налоговые платежи (см. Постановление КС РФ от 24.02.1998 № 7-П и др.).
Кроме того, как указывал Верховный Суд РФ, фискальные сборы не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции РФ и развивающих её правовых позиций. На фискальные сборы распространяются общие принципы налогообложения, в т.ч. определенности (п. 6 ст. 3 НК РФ). Для расширительного толкования элемента фискальных сборов сбора должны быть четкие юридические основания (Определение СКЭС ВС РФ от 26.12.2017 № 305-КГ17-12383 (дело № А40-170463/16)).
Именно поэтому, а также с учетом положения п. 7 ст. 3 НК РФ – «все сомнения в пользу налогоплательщика», мы считаем, что на экологические платежи, так же как и на налоги должны распространяться все нормы, касающиеся, в том числе, нового правового регулирования государства, направленные на обеспечение устойчивого развития экономики.
В соответствии с подп. а  п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» срок уплаты экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора установлен календарной датой (не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом).
В связи с принятием Федерального закона № 102-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту – Закон № 102) п. 7 ст. 6.1 НК РФ теперь действует в редакции, согласно которой в случаях, когда последний день срока приходится на дату, признаваемую в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Законом № 102 в п. 6 ст. 6.1 НК РФ также внесены изменения, в соответствии с которыми для целей исчисления сроков по НК РФ нерабочие дни, объявленные Указом Президента, приравнены к выходным и праздничным дням.
Таким образом, если актом Президента РФ будут установлены выходные нерабочие дни, то установленный календарной датой срок уплаты сбора, приходящийся на эти дни, будет перенесен на первый следующий за ними рабочий день.
Из п. 4 Указа Президента РФ следует, что период с 04 по 30 апреля 2020 года относится к нерабочим дням для всех работников РФ, за исключением задействованных в определенных отраслях экономики (к которым, как мы полагаем, Общество как торговая организация, не осуществляющая обеспечение населения товарами первой необходимости и продуктами питания, не относится).
Указом также определено, что дни с 04 по 30 апреля 2020 года будут являться рабочими днями также для компаний, перечень которых определен решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (подп. ж п. 4 Указа).
Таким образом, если Правительством г. Москва Общество не будет включено в перечень организаций, работа которых продолжается в период с 04 по 30 апреля 2020 года, срок оплаты экологического сбора для него будет переносен на первый рабочий день, следующий после даты уплата сбора, то есть на 6 мая 2020 г.